Евразийский
научный
журнал

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лыкова Ирина Сергеевна, Соловьёва Т.А., Куркина Ю.Г., Сафонова Е.Н., Лыкова И.С., Афанасьева О.Г.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2393
Показать PDF версию Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Соловьёва Т.А., Иштрякова Л.Я., Куркина Ю. Г.,
Сафонова Е. Н., Лыкова И.С., Афанасьева О.Г.

МБДОУ д/ сад №26 «Солнышко»
г.Старый Оскол

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность. В детском саду уделяется внимание гармоничному воспитанию каждого ребенка, которое осуществляется на занятиях изобразительной деятельности, музыке.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественно-творческая деятельность, искусство.

Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

В детском саду уделяется внимание гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по музыке, изобразительному искусству, по развитию речи.

Побуждая, детей к созданию выразительных рисунков, используем методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараясь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально переживали ситуацию. Например: туловища – стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, ковром и т.д. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инее похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами находят художественный образ.

Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей, и позволяет им испытывать радость от результатов своего труда.

Систематическая работа по воспитанию эстетических чувств, которые вызывает поэзия, способствует и развитие художественно-творческих способностей. Дети наглядно понимают, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности. Загадки, стихи, рассказы на различные темы (времена года, животные, растения и пр.) доступны и понятны детям, формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Их можно использовать как на занятиях по изобразительной деятельности, так и на занятиях по развитию речи.

При знакомстве с опоэтизированной природой дается детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, учу сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках.

Читая русские народные сказки, дети учатся понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учатся замечать сочетание красок, развивается наблюдательность, умение сопереживать. Изображая героев сказки, дети учатся передавать характер образа, придумывают свой сюжет рисунка. Для детей необычно знакомство с творчеством В. Васнецова Иван царевич и серый волк, Аленушка.

Дети начинают понимать эту красоту, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, патриотические чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен учиться с детства.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют обыкновенные мелки, сангина, уголь; спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты. «Волшебная палочка» - карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Используем акварельные и гуашевые краски. Они позволяют знакомить детей с холодной и теплой гаммами красок, основными и дополнительными цветами, формируют навыки смешивания цветов и получения большого количества разнообразных оттенков, также помогают детям выразить свои эмоции и отношение к изображаемому явлению через сочетание цветов.

Занятия по художественно-эстетическому восприятию произведений искусства строятся в единстве с самостоятельной деятельностью детей. Полученные знания закрепляются в создании осенних и зимних пейзажей – дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают настроения радости или грусти.

Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих способностей помогает развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, выражать чувства посредством линий, цвета и формы.

При подготовке к каждому занятию продумываю содержание предварительной работы с детьми, ищу новые формы работы, методы преподнесения для новых знаний, закрепления технических навыков. Подбираю репродукции художественных произведений, иллюстрации изобразительного и декоративно-прикладного творчества по теме, обдумываю содержание дидактических игр и наблюдений. С целью обогащения эмоционального восприятия детей и яркого проживания образов со специалистами детского сада (музыкальным руководителем) проводятся интегрированные занятия.

Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, а также по окончании родительских встреч родители знакомятся с достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности.

Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества: «Мир в рисунках детей». Их цель – вовлечение родителей в процесс развития творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместной деятельности.

При подготовке к выставке особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных, выполненных совместно с детьми работ и активно участвуют в выставках: «Золотая осень», «Зимние забавы», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и лето пришло…» и др.

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Список литературы:

  1. Доронова , Т.Н. Обучение детей рисованию, 1992. -64с.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей. -2-е изд / М:Просвещение.1981. -192с.