Евразийский
научный
журнал

«Эстетическое развитие и приобщение детей к национальной культуре»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагорная Ольга Георгиевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1541
Показать PDF версию «Эстетическое развитие и приобщение детей к национальной культуре»

Нагорная Ольга Георгиевна
E-mail: aliabjewa.n@mail.ru

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облачённое в архаичные костюмы; напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений.

В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе. Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа, а так же программы регионального значения, целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Общество и человека, прежде всего, определяет их культура. Культура – это духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, эстетическая утончённость, творческая активность, отношение к близким людям и истории. Бесспорно, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качества.

Произведениям народных промыслов присущи такие качества, как единство эстетического и этического начал, доброе отношение к окружающей природе и людям, пожелание семейного счастья, радостный взгляд на мир, ощущение величия и красоты вселенной, умение выразить её гармонию, уважение к человеческому труду и многие другие. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях искусства народных художественных промыслов.

Воспитание и поощрение любой творческой активности, направленной на посильное участие ребёнка в работе по мотивам народных промыслов, развитие его сенсорных способностей, творческого потенциала откроют для него новые жизненные горизонты, будут способствовать развитию его личности в целом.

Соприкоснувшись с народными традициями, научившись перевоплощать образы, ребёнок начинает творить, изображать, реализовывать свой творческий потенциал на основе полученных знаний, умений и навыков. Это чувство эмоционально значимо для каждого, развивает потребность ежедневной встречи с прекрасным, формирует детей духовно. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Часто я с детьми посещаю музей. В котором присутствуют подлинные предметы народного быта: чугунки, короба, утюги, ухваты, самовар, прялки, коромысло и т. д. В музее дети знакомятся с предметами быта русского народа, их названием, предназначением, способом действий с ними. Для большей эффективности работы ребёнок должен иметь свободный доступ к материалу, его изобилие, причём не только в дошкольном учреждении, но и дома, где дети часто лишены возможности иметь свой уголок, а могли бы заниматься интересным делом.

Зачастую родители не понимают значимости проблемы – необходимости развития творческих способностей. Поэтому необходимо вести соответствующую работу с родителями, разъясняя им, что у ребёнка должен быть свой уголок, где он будет заниматься творческой деятельностью. Важно не только вести беседы с родителями, но и проводить выставки детских поделок, привлекать родителей к работе по ознакомлению с историей русского народа.

Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку! Без этого невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребёнка единственным и неповторимым.

В заключение хотелось бы сказать, что процесс эстетического развития и приобщение детей к национальной культуре не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе, на прогулке, в семье.