Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Энтузиазм, любопытство, связь с внешним миром – основные мотивационные факторы в изучении иностранного языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сахно Мария Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1595
Показать PDF версию Энтузиазм, любопытство, связь с внешним миром – основные мотивационные факторы в изучении иностранного языка

Сахно Мария Николаевна
преподаватель
кафедры теории и практики английского языка
ГГУ им. Ф.Скорины
Беларусь, г. Гомель
E-mail: msggraces@gmail.com

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека, его положение в обществе и уровень развития не только отдельной личности, но и социума. Проблемам мотивации посвящено немало интересных исследований. Неудивительно, что в процессе обучения данное понятие играет ключевую роль.

Говоря о преподавании английского языка, казалось бы, мотивирование студентов не должно вызвать особых трудностей, ведь значение английского языка в современном обществе трудно переоценить. Нельзя же не считаться с выбором более 1 миллиарда человек, которые его используют. И если для половины из них он является родным, то около 600 миллионов выбрали именно его в качестве иностранного. Безусловно, диапазон распространения английского языка в современном мире настолько велик, что этот язык не может быть идентичным в различных областях. Несмотря на разнообразные его варианты и наличие специфических особенностей для каждой национальности, английский язык остается самым популярным на нашем земном шаре. И всё же, если на начальном этапе изучения уровень мотивации как правило довольно велик, то с течением времени его поддержание становится довольно проблематично.

Золтан Дёрнеи, британский исследователь венгерского происхождения, профессор психолингвистики Ноттингемского университета, известен своими исследованиями по мотивации усвоения второго языка. Среди основных факторов, влияющих на уровень мотивации обучающихся, он выделяет энтузиазм учителя [1, с.97].

Нередко с целью заинтересовать учеников преподаватель прибегает к различным внешним ресурсам в виде необычных заданий, новых форм работы и т.п., в то время как одним их самых важных мотивационных факторов является его собственная увлечённость работой. Как говорил Стив Джобс: «Единственный способ прекрасно работать — это любить то, чем вы занимаетесь». Бесспорно, поддерживать такого рода энтузиазм может оказаться нереалистично для многих учителей ввиду большой загруженности, однако стоит помнить, что большинство учащихся отмечают именно этот фактор как самый значимый для их собственного желания изучать иностранный язык. Вместе с тем, этого далеко недостаточно для успешного преподавания; обязательно нужно сочетание с другими методиками, которые мы рассмотрим далее.

Разбудите их любопытство.

Чтение может стать самой скучной частью занятия, поэтому не спланировав предтекстовый этап таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, преподаватель не сможет максимально эффективно использовать данный вид работы. Как правило, визуальные средства значительно повышают мотивацию к дальнейшему прочтению, особенно если они представляют собой нечто необычное, шокирующее. Это всегда вызывает оживленное обсуждение возможного содержания текста, которое может проходить как напрямую с преподавателем, так и в парах, группах. Как показывает опыт, реальные статьи из газет и журналов привлекают внимание намного больше, чем обычный текст из учебника. Прежде, чем включить текст в занятие, стоит спросить себя: интересно ли мне это читать? Если ответ положительный, то скорее всего и ваши ученики с удовольствием сделают то же.

Нетрадиционный метод чтения.

Зачастую студенты находят чтение длинного текста довольно утомительным, особенно во время вечерних занятий — сосредоточиться на содержании становится сложно, и мотивация к прочтению оказывается очень низкой. Можно использовать следующий альтернативный метод.

Учащимся предлагается встать и разделиться на группы из пяти человек. Каждому в группе присваивается номер от 1 до 5. Затем на экране показываются два списка, состоящих из пяти вопросов каждый. Студентам под номером 1 нужно будет прочесть и постараться запомнить ответы на вопросы 1 и 6, студентам под номером 2 — на вопросы 2 и 7 и т.д. Текст показывается быстро, после чего учащиеся пытаются воссоздать как можно больше фактов. Такой вид работы довольно напряжённый, но вовлекает всех членов группы. Кроме того, данная форма предполагает развитие навыков работы в команде, а также заставляет учеников больше двигаться, нежели сидеть на своих местах, просто читая текст.

Включите мобильные телефоны.

Большинство учителей требуют от учащихся отключения мобильных телефонов на занятиях, однако они могут послужить весьма эффективным средством повышения мотивации, связывая материал занятия с реальностью. Например, читая статью или слушая информацию, преподаватель просит студентов зайти в Google и найти дополнительные сведения, визуальное подтверждение, проверить подлинность описываемого, и т.п. Такой подход позволяет учащимся применять технические навыки, а также выводит занятие по иностранному языку за стены аудитории. Помимо использования глобальной сети Интернет, видеокамера вносит значительное разнообразие в ход занятия. Например, самокоррекция при помощи съёмки является высокоэффективным способом улучшения навыков владения иностранным языком, в особенности при тренировке навыков презентации, различных форм монологической речи. Возможности применения технических средств на занятиях безграничны, и доступ к соответствующим ресурсам постоянно расширяется.

Существует много способов повышения мотивации, но с какими-бы трудностями не сталкивались изучающие иностранный язык, существенно важным остаётся чёткое видение цели и упорство в.её достижении. Как сказал Генри Форд «Препятствия — это все те страшные вещи, которые вы видите, только когда отводите глаза от своей цели.»

Литература

  1. Dörnyei. Z., MacIntyre, P., & Henry, A. (Eds.). Motivational dynamics in language learning. Bristol: Multilingual Matters. — 2016. — 456 p.