Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Экстремизм и экстремистская идеология: общенаучное определение

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Муцалов Шадид Шахидович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 7399
Показать PDF версию Экстремизм и экстремистская идеология: общенаучное определение

Муцалов Шадид Шахидович, к.ю.н., зав. кафедрой уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",г. Грозный




Экстремизм на может существовать в отрыве от экстремистской идеологии, поскольку «приверженность к крайним взглядам и мерам» должна иметь под собой какую-либо идеологическую почву, чтобы получить именно социально-политическую, а не медицинскую оценку. При этом идеологические установки, составляющие в последующем мотив
криминального поведения, не следует отождествлять с ненормальными психическими состояниями, т.е. психопатологиями, которые тоже могут выступать причинами совершения преступлений. Экстремизм как массовое явление не является психическим заболеванием или расстройством психики, поскольку всегда основан на определённой экстремистской идеологии - системе взглядов и идей, способных существовать в форме философских, исторических, политических, религиозных и иных учений, имеющих неограниченное количество своих сторонников. Поэтому экстремизм - это не просто приверженность к каким-либо «крайним взглядам и мерам», это приверженность к экстремистской идеологии. Наличие в сознании индивида лишь представлений о таких мировоззренческих системах ещё не делает его экстремистом.

М.Я. Яхьяев отмечает следующие важные ключевые моменты: «Экстремистский психический склад личности возникает на основе экстремистской идеологии, предполагающей иллюзорную и деструктивную программу изменения социальной среды или ситуации, когда эта идеология становится ядром направленности личности и определяет её эмоциональную жизнь и практическое поведение. Идеологию мы можем назвать системой мировоззренческих представлений, в которых осознаётся и оценивается отношение людей к социальной действительности. Предметом убеждений и направленности личности экстремиста может быть не всякая идеология а только такая, которая определяется как экстремистская. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, ядром экстремизма как особого состояния психики». [1,с.94]

В связи с этим необходимо определить сущность экстремистской идеологии, посредством выявления присущих ей характерных отличительных признаков. Только так можно отличить рассматриваемый вид идеологий от остальных систем политических и религиозных взглядов, которых в мире насчитывается огромное количество. И только после этого можно сделать окончательный вывод о том, что же следует понимать под экстремизмом.

По мнению Б.Б. Бидовой, можно выделить следующие характерные особенности экстремистской идеологии: 1) идея исключительной истинности именно данной идеологии, так называемый «комплекс абсолютной истинности»; 2) идея агрессивной нетерпимости по  отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям; 3) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (не важно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию); 4) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности); 5) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий; 6) фантастический, практически невыполнимый, слишком суровый и извращённый кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв.[2,с.260]

Экстремистская идеология может предполагать веру в «высшее знание», которое могут постичь только «избранные», при этом для «простых» людей оно предполагается «непостижимым». Этот критерий ложится в основу социального (классового) разделения общества с выделением политической элиты.

Часто экстремистская идеология содержит в себе методы тотального управления обществом в целях направления его развития якобы в «нужное» и «правильное» русло. При этом такой путь развития общества понимается как «истинный» и «логически очевидный» с полным отрицанием каких-либо иных вариантов.

Характерным для экстремистской идеологии является стремление однозначно предсказать будущее развитие общества, исходя из толкования исторических  этапов  его  развития,  в  целях  оправдания  «неминуемой»  и «закономерной» революции или войны. Несмотря на то, что исторические события часто искажаются и толкуются идеологами фрагментарно, в отрыве от их исторического контекста, целей и задач, характерных для конкретных этапов развития общества, «верность» политической доктрины преподносится общественным массам как неоспоримый факт и выступает мощным идеологическим оружием в руках экстремистов. [3,с.362] Этот признак экстремистской идеологии может проявляться и в несколько иной форме, в так называемом «детерминистском представлении истории». Такое представление основано на историзме, отчего мнение, согласно которому историческое развитие действительности обязательно имеет смысл и цель, принимается экстремистами за неопровержимое основание. Приверженцы таких взглядов пытаются выявить исторический механизм процесса такого развития и, тем самым, предсказать его будущее в целях оправдания своих текущих и последующих политических действий.

Экстремистской идеологией является также идеология, провозглашающая политическую однородность и социальный коллективизм, т.е. когда значение группы, коллектива или государства превыше прав и интересов отдельного человека. В таком смысле человек в отрыве от принадлежности к коллективу или определённой группе не имеет ни признания, ни ценности. Такая идеология отрицает плюрализм, как состояние открытости общества, и выступает за политическое единство правящих и подвластных.

Вместе с тем названные признаки экстремистской идеологии позволяют толковать данное понятие чрезвычайно широко. Например, можно сказать, что любая религия потенциально содержит в себе ростки экстремизма, поскольку всегда претендует на «абсолютную истинность». Теоретически с этим действительно можно согласиться. Однако отождествление религии с экстремистской идеологией на практике приведёт к тому, что традиционные религиозные нормы, являющиеся неотъемлемой частью культур различных народов, будут ставиться в один ряд с религиозно-политическими течениями, преследующими цели развязывания войны против остальных народов, свержения светского правления в демократических странах, призывов к совершению преступлений против мира и безопасности человечества, а также искажающими представление народа о ценностях собственной культуры. Поэтому религию, как форму общественного сознания, нельзя отождествлять с экстремистской идеологией, несмотря на то, что некоторые экстремистские идеологии могут основываться на религиозных учениях.

Неоднозначность в понимании экстремистской идеологии порождает необходимость научного поиска «единого», «универсального» признака, который, впрочем, уже ранее нами назывался.

Именно непризнание принципов демократического конституционного государства и является одним из важнейших признаков экстремистской идеологии.

Наделение экстремистской идеологии таким признаком имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ. Во-первых, модель демократического конституционного государства является правовым отражением философских принципов гуманизма и справедливости. Идеи демократии исходят прежде всего из естественных прав человека. Римские юристы и философы связывали естественное право со свободой и равенством всех людей, с отсутствием среди них различий по классовым и другим социальным признакам, с недопустимостью деления общества на рабов и господ. При этом в Российской Федерации - демократическом правовом государстве - естественно-правовая теория фактически принята в качестве официальной государственной правовой доктрины. Поэтому экстремистская идеология - это всегда идеология, враждебная демократическим основам конституционного строя Российской Федерации.

Во-вторых, данный признак наполняет понятие «экстремистская идеология» в большей степени политико-правовым, нежели философским смыслом. Так, поскольку речь идёт о нетерпимости к демократии как к одной из форм политической организации общества и государства, затрагивается и правовой аспект данного политического явления. В частности, возникает необходимость в правовой охране демократических основ государства, главенствующую роль в которой играют нормы уголовного закона. Кроме того, при таком понимании экстремистской идеологии удаётся избежать абстрактных и толкующихся по-разному в различных науках понятий, что положительным образом сказывается не только на разработке общенаучного определения понятия «экстремизм», но и допускает возможность формулировки экстремистского мотива преступления в науке уголовного права.

В-третьих, рассматриваемый признак экстремистской идеологии, т.е. непризнание принципов демократического конституционного государства, является по своей сути комплексным и универсальным. Поскольку все ранее отмеченные нами признаки экстремистской идеологии носят исключительно антидемократический характер, можно утверждать, что все они являются составляющими элементами одного основополагающего  признака.

Формами экстремистских идеологий выступают, на наш взгляд, экстремистские материалы, поскольку именно они являются текстуальными или аудиовизуальными выражениями положений таких идеологий во внешнем мире.

Основная функция экстремистских материалов состоит, по нашему мнению, в склонении общественных масс к экстремистским идеологиям, в распространении экстремистских воззрений в общественном сознании. Как только экстремистская идеология переходит из общих представлений в личные убеждения, возникает экстремизм. Именно поэтому исследуемое явление не может существовать при отсутствии второго после экстремистской идеологии структурного элемента - специфической направленности личности. [4,с.56]

Так когда определённая идеология усваивается и принимается личностью за истинную и когда она идентифицирует себя с определённой социальной или этнической группой, выражением интересов и статуса которой является эта идеология, тогда можно говорить о формировании убеждений как ядра направленности личности. Убеждения становятся доминирующим мотивом поведения, определяют способ мышления и восприятия социальной реальности, эмоциональные переживания человека, его самосознание.

На  основании  вышеизложенного  попытаемся  сформулировать  общенаучное  определение экстремизма на стыке психологии, политологии и уголовно-правовых наук в той степени, насколько нам это представляется теоретически возможным.

Итак, экстремизм - это приверженность к определённой системе взглядов и идей, основанной на нетерпимости к основополагающим принципам конституционного строя Российской Федерации и охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, характеризующаяся внутренней готовностью к активной деятельности, направленной на претворение в действительность таких воззрений уголовно наказуемыми способами.



Литература:

1. Яхьяев М.Я. Экстремизм как особое состояние психики //В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 93-96.

2. Бидова Б.Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. - 2013.- №1.-С. 259-260.

3. Ганаева Е. Э. Молодежный экстремизм как тип девиации // Молодой ученый.  2012.  №12.  - С. 361-363.

4. Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления //В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.