Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Экстремизм и экстремистская идеология: общенаучное определение

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сериева Меди Магомедовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2419
Показать PDF версию Экстремизм и экстремистская идеология: общенаучное определение

Сериева Меди Магомедовна
студентка 2 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

На наш взгляд, в отрыве от экстремистской идеологии экстремизм существовать не может, поскольку «приверженность к крайним взглядам и мерам» должна иметь под собой какую-либо идеологическую почву, чтобы получить именно социально-политическую, а не медицинскую оценку. Экстремизм как массовое явление не является психическим заболеванием или расстройством психики, поскольку всегда основан на определённой экстремистской идеологии - системе взглядов и идей, способных существовать в форме философских, исторических, политических, религиозных и иных учений, имеющих неограниченное количество своих сторонников. Поэтому экстремизм - это не просто приверженность к каким-либо «крайним взглядам и мерам», это приверженность к экстремистской идеологии. Наличие в сознании индивида лишь представлений о таких мировоззренческих системах ещё не делает его экстремистом.

Б.Б. Бидова отмечает следующие важные ключевые моменты: «Экстремистский психический склад личности возникает на основе экстремистской идеологии, предполагающей иллюзорную и деструктивную программу изменения социальной среды или ситуации, когда эта идеология становится ядром направленности личности и определяет её эмоциональную жизнь и практическое поведение. Идеологию мы можем назвать системой мировоззренческих представлений, в которых осознаётся и оценивается отношение людей к социальной действительности. Предметом убеждений и направленности личности экстремиста может быть не всякая идеология а только такая, которая определяется как экстремистская. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, ядром экстремизма как особого состояния психики».[1,с.145]

В связи с этим необходимо определить сущность экстремистской идеологии, посредством выявления присущих ей характерных отличительных признаков. Только так можно отличить рассматриваемый вид идеологий от остальных систем политических и религиозных взглядов, которых в мире насчитывается огромное количество. И только после этого можно сделать окончательный вывод о том, что же следует понимать под экстремизмом.

По мнению Б.Б. Бидовой, можно выделить следующие характерные особенности экстремистской идеологии: 1) идея исключительной истинности именно данной идеологии, так называемый «комплекс абсолютной истинности»; 2) идея агрессивной нетерпимости по  отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям; 3) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (не важно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию); 4) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности); 5) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий; 6) фантастический, практически невыполнимый, слишком суровый и извращённый кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв.[2,с.411]

Экстремистская идеология может предполагать веру в «высшее знание», которое могут постичь только «избранные», при этом для «простых» людей оно предполагается «непостижимым». Этот критерий ложится в основу социального (классового) разделения общества с выделением политической элиты.

Неоднозначность в понимании экстремистской идеологии порождает необходимость научного поиска «единого», «универсального» признака, который, впрочем, уже ранее нами назывался.

Именно непризнание принципов демократического конституционного государства и является одним из важнейших признаков экстремистской идеологии.

Наделение экстремистской идеологии таким признаком имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ.

Во-первых, модель демократического конституционного государства является правовым отражением философских принципов гуманизма и справедливости. А экстремистская идеология - это всегда идеология, враждебная демократическим основам конституционного строя Российской Федерации.

Во-вторых, данный признак наполняет понятие «экстремистская идеология» в большей степени политико-правовым, нежели философским смыслом.

В-третьих, рассматриваемый признак экстремистской идеологии, т.е. непризнание принципов демократического конституционного государства, является по своей сути комплексным и универсальным. Поскольку все ранее отмеченные нами признаки экстремистской идеологии носят исключительно антидемократический характер, можно утверждать, что все они являются составляющими элементами одного основополагающего  признака.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экстремистская идеология представляет собой систему мировоззренческих представлений, враждебных и прямо противоположных ключевым принципам демократии как форме политической организации общества и государства. Следовательно, экстремистские идеологии всегда характеризуются нетерпимостью к политическим режимам демократических государств, а их распространение в мире может поставить под угрозу существование политических режимов во всех цивилизованных странах.

Исходя из такого понимания, к экстремистским идеологиям относятся, в первую очередь,, радикальные формы марксизма-ленинизма (в частности, сталинизм, маоизм); национал-социализм и все его составляющие элементы: расизм, антисемитизм, крайний национализм, социальный дарвинизм, расовая гигиена и т.п.; фашизм и все его составляющие элементы: вождизм, шовинизм и т.п.; анархизм; все формы религиозного фундаментализма (христианский, мормонский, исламский, иудейский, индуистский) и др.

Формами экстремистских идеологий выступают, на наш взгляд, экстремистские материалы, поскольку именно они являются текстуальными или аудиовизуальными выражениями положений таких идеологий во внешнем мире.

Основная функция экстремистских материалов состоит, по нашему мнению, в склонении общественных масс к экстремистским идеологиям, в распространении экстремистских воззрений в общественном сознании. Как только экстремистская идеология переходит из общих представлений в личные убеждения, возникает экстремизм. Именно поэтому исследуемое явление не может существовать при отсутствии второго после экстремистской идеологии структурного элемента — специфической направленности личности.

Так, когда определённая идеология усваивается и принимается личностью за истинную и когда она идентифицирует себя с определённой социальной или этнической группой, выражением интересов и статуса которой является эта идеология, тогда можно говорить о формировании убеждений как ядра направленности личности. Убеждения становятся доминирующим мотивом поведения, определяют способ мышления и восприятия социальной реальности, эмоциональные переживания человека, его самосознание.

Итак, экстремизм - это приверженность к определённой системе взглядов и идей, основанной на нетерпимости к основополагающим принципам конституционного строя Российской Федерации и охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, характеризующаяся внутренней готовностью к активной деятельности, направленной на претворение в действительность таких воззрений уголовно наказуемыми способами.

Литература:

  1. Бидова Б.Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на северном Кавказе: анализ и пути решения //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (http://haa.su/Gtg/). 2014. № S. - С. 145.

  2. Бидова Б.Б. Некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности на региональном уровне (http://haa.su/AmY/) // Молодой ученый (http://haa.su/AmZ/). 2014. № 19. - С. 410-412.