Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Эдилсултанова Тамила Славикович
магистрант
направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Необходимость создания единого подхода к определению понятия «экстремизм» очевидна. Выработка наиболее полного и одновременно емкого определения, которое бы распространялось на различные смысловые аспекты этого сложного и многогранного явления, не является чисто теоретической задачей. Существующее в законодательстве определение экстремизма неоднократно подвергалось критике за расплывчатость и направленность на защиту интересов представителей власти, а не всего общества. В то же время исследуемый вопрос напрямую затрагивает интересы различных социальных групп, и существующие научные разработки сильно подвержены их влиянию. Все это в совокупности с отсутствием четкого понятийно-терминологического аппарата снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и ведет к нарушению единообразия судебной практики.
Термин «экстремизм» должен носить более общий характер, включать в себя не только конкретные действия, закрепленные простым перечнем в законе, но и быть основой для юридической квалификации любого правового явления с целью определения, является оно экстремизмом или нет. Таким образом, использовать в законе термины «экстремизм» и «экстремистская деятельность» как тождественные понятия вряд ли можно считать оправданным.
Разработанное в современном российском законодательстве понятие экстремизма, выраженное в простом перечислении действий, подпадающих под статус экстремистских, представляется нелогичным. Не совсем корректно говорить о деятельности, не дав разъяснений (определения) сути этой деятельности. Для правильной юридической квалификации экстремизма необходимо закрепить его формальное правовое определение в федеральном законе.
В целях правильной квалификации преступлений экстремистской направленности, а также для устранения излишне широкого толкования понятия экстремизм из ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности следует исключить такой его признак, как «публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением».
На основе анализа законодательной и научной базы автором выявлены характерные признаки экстремизма. Так, экстремизм представляет собой особый вид человеческой деятельности; отличается противоправностью; наделен признаком отрицания инакомыслия и нетерпимостью к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); имеет определенную идеологическую направленность.[1,с.195]
С учетом указанных признаков автор предлагает под термином «экстремизм» понимать противоправную деятельность юридических и физических лиц, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающуюся отрицанием инакомыслия и нетерпимостью к сторонникам иных взглядов, идеологически направленную на умаление и отрицание основ государственного строя, принципов международного права, общества и государства.
Литература: