Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Экономика России в условиях членства ВТО: первые итоги

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нахушев Борис Валерьевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 5768
Показать PDF версию Экономика России в условиях членства ВТО: первые итоги

Нахушев Борис Валерьевич
Финансовый Университет при Правительстве РФ

Всемирная торговая организация (ВТО) является международной  организацией, которая  создана для регулирования торгово-политических отношений между входящими в нее государствами.

Главная задача ВТО – обеспечение свободы торговли – решается за счет наличия прочной и четкой юридической структуры, которая была создана в результате Уругвайского раунда, для осуществления международной торговли, включая более эффективный и надежный механизм урегулирования споров

В современных условиях развития международной торговой системы и кризисной ситуации в мировой экономике государства сталкиваются с проблемой выбора оптимальной торговой политики. С одной стороны, либерализация торговли стимулирует развитие внешнеторговых связей, с другой стороны, может приносить ущерб национальному производству, что приводит к необходимости его защиты. Национальные правительства оказываются перед выбором между политикой фритредерства или протекционизма, стратегии экспортной ориентации или импортозамещения, правильнее сказать, сталкиваются с поиском баланса между обозначенными противоположностями.

Членство в ВТО для российской экономики способствует решению проблем технологического развития, позволяет реструктуризировать промышленность, а также в целом повышать уровень благосостояния населения. Однако членство в ВТО для России предполагает обязательства. Необходимо исключать без повторного введения количественные ограничения на импорт, санкции, запреты, квоты, лицензирование, разрешения или же иные ограничения или требования, не подтвержденные условиями ВТО. К примеру, можно отметить, что ставка на импортные таможенные пошлины на электрическое машинное оборудование и промышленные товары должна быть снижена с 8,4% до 6,2% и  с  9,5% до 7,3% соответственно. Большинство российский предприятий вынуждено будет либо свертывать производство, либо его модернизировать, потому что не смогут конкурировать с иностранными компаниями, для которых  характерен высокий и технологический потенциал в сравнении отечественными предприятиями.

Уже сейчас можно выделить основные последствия вступления России в ВТО: рост внутренних цен на газ, снижение таможенных пошлин на импортные лекарства, медицинское оборудование и лекарственные субстанции, уменьшение таможенных пошлин на новые иностранные автомобили с одновременным введением утилизационного сбора на подержанные автомобили, введение нулевых пошлин на импорт свинины в рамках квоты и понижение пошлины на ввоз вне пошлины, падение объема производства сельскохозяйственной продукции, уменьшение государственной поддержки сельскохозяйственным производителям, снижение экспортных пошлин на древесину, отмена субсидий на российскую технику.

Следует отметить, что за счет членства РФ в ВТО, российская экономика становится открытой и перспективной для инвестиций, повышается инвестиционная привлекательность страны. По мнению 84% инвесторов, тот факт, что Россия есть участником Всемирной торговой организации, позитивно влияет на склонность иностранного инвестора привлекать в страну инвестиции.

В нынешних реалиях внешнеэкономические условия подталкивают Россию к политике импортозамещения. При этом санкции рассматриваются как наиболее значимый, а иногда единственный инструмент в ходе ее реализации. Однако существуют и другие инструменты, которые достаточно активно используются странами и которые регулируются международными нормами и правилами. Речь идет о мерах защиты национального рынка, которые позволяют странам - членам ВТО проводить протекционистскую политику, чтобы избежать ущерба от экспансии импортных товаров.

Установлено, что современный глобальный экономический кризис выявил специфические проблемы неэффективности локальных экономик, усилившиеся в условиях дестабилизации мирохозяйственных связей. Зависимое положение национальной экономики от мировых цен на нефть можно преодолеть только путем восстановления «индустриального ландшафта» и коренной трансформации его структуры.

Позиции РФ можно определить двумя основными факторами: внутренним развитием, а также влиянием внешней среды, в которую интегрирована страна. В современных условиях Россия становится все более зависимой от внешней среды, от политических и экономических решений отдельных интеграционных группировок, международных организаций, в частности, Всемирной торговой организации, ущемляющих интересы Российской Федерации в области внешнеэкономических связей.

В условиях глобальной нестабильности позиции России в геоэкономической сфере являются неоднозначными и противоречивыми. Введенные в отношении РФ санкции со стороны США и ЕС только углубили структурные проблемы национальной экономики. В современных условиях социально-экономическое развитие России ставится в зависимость от внешних факторов, в частности от мировых цен на энергоносители, условий функционирования РФ в ВТО, от кризиса глобальной экономики.

Членство в ВТО ослабило внешнеторговые барьеры России, и это ничем не угрожает предприятиям сырьевых отраслей, которые успешно экспортируют свою продукцию – они, возможно, получат выгоду. А вот отрасли обрабатывающей промышленности и сфера услуг оказались не готовы к конкуренции с иностранными товарами и услугами без принятия защитных мер. Влияние, которое будет оказывать глобализация на национальную экономику, зависит от уровня развития экономической системы страны и ее положения в мировом экономическом хозяйстве. С одной стороны, под воздействием глобализации страны более тесно взаимодействуют между собой, создаются условия для доступа всех стран к передовым мировым достижениям, что обеспечивает экономию ресурсов и стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия, основными из них являются закрепление моделей периферийной экономики и потеря своих ресурсов странами, не входящими в число наиболее развитых.

В условиях глобальной нестабильности и резкого снижения мировых цен на нефть правительство России разработало пакет антикризисных мер, которые, возможно, сгладят дисбалансы в экономике. Однако не стоит забывать, что необходимы структурные изменения в стране в части восстановления и развития реального сектора экономики. Зависимое положение РФ от мировых цен на нефть можно преодолеть только путем восстановления «индустриального ландшафта» и коренной трансформации его структуры.

Государство, взявшее курс на импортозамещение, должно задуматься о тех мерах, которые позволят не сбавлять темпы развития агропромышленного комплекса в случае отмены эмбарго и укрепления курса рубля. Более того, в случае отмены всех санкций и контрсанкций Россия вернется к необходимости выполнения условий ВТО, поэтому государственная поддержка мерами «желтой корзины» будет сокращена. Из этого следует, что аграрная политика государства должна будет трансформироваться и наполниться мерами «зеленой корзины».

В качестве основных приоритетов можно назвать следующие:

  • развитие фундаментальной и прикладной аграрной науки, способной обеспечить резкий рост продуктивности и эффективности отраслей агропродовольственного комплекса;

  • продуктивная реформа системы образования, направленная на подготовку нового поколения кадров для АПК;

  • возрождение на современном уровне системы селекции и семеноводства; перевооружение отраслей первой сферы АПК;

  • развитие инфраструктуры сельских территорий - дорожной сети, систем энергоснабжения, газификации, транспортного сообщения, информационных коммуникаций, а также объектов социальной инфраструктуры;

  • охрана окружающей среды, включая развитие биоэнергетики и органического сельского хозяйства;

  • диверсификация сельской экономики, включая развитие традиционных промыслов и агротуризма;

  • разработка экономических механизмов регулирования отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса в агропродовольственном комплексе, а также с их контрагентами в других отраслях экономики, с целью создания благоприятных и справедливых условий их участия в цепочке создания стоимости.