Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Аннотация: В данной статье изложена путь рыночной экономики Узбекистана. В чем состоит своеобразный путь развития Узбекистана.
Ключевые cлова: “Узбекская модель”, экономические реформы, приоритетные направления, собственность, приватизация, стратегия, рыночная инфраструктура, инвестиции, аграрные преобразования, фермерские хозяйства, стабилизация макроэкономики, налоговая система, национальная валюта – сум, социальная политика.
На протяжении многих десятилетий экономическое развитие Узбекистана полностью зависело от Центра. Истинные интересы Узбекистана, его специфические условия и возможности попросту игнорировались. В результате сформировалась уродливая, однобокая сырьевая структура.
Республика вынуждена была завозить не только отдельные виды сырья, топлива, оборудования и технологий, но и жизненно важные продукты питания, товары народного потребления. Сложившийся технический уровень предприятий, качество выпускаемой продукции не соответствовало жестким требованиям мировой конкуренции. Нанесен невосполнимый ущерб природным ресурсам и экологической среде. Все это привело к низкому уровню жизни республики.
Более того, из-за провалившегося перестроечного эксперимента, принятых в свое время все бывшие республики Союза оказались ввергнутыми в затяжной экономический кризис, который сказывался в растущей инфляции, удорожании стоимости жизни, развала некогда единых финансовых денежно-кредитных систем, и наконец в разрыве сложившихся хозяйственных связей.
Поэтому экономическую политику Узбекистана приходилось строить в очень сложных неблагоприятных условиях. И тут приходится одновременно решать две сложные задачи: с одной стороны - проведение глубоких реформ по переходу к рыночной экономике, с другой – принятия неотложных мер по стабилизации экономики, недопущению резкого снижения благосостояния народа. Узбекистан располагает достаточным потенциалом, который позволяет преодолеть тяжелое наследие прошлого.
Следовательно, стержень внутренней политики республики – построение рыночной экономики, ориентированной на интересы человека, с сильным механизмом мотивации труда и государственной защиты социально- уязвимых слоев населения.
Только организованный рынок способен сегодня раскрыть творческий и трудовой потенциал народа, преодолеть иждивенчество, развить инициативу и предприимчивость.
Как учит мировой опыт, ни в одном государстве формирование рыночных отношений не проходило гладко и безболезненно.
Рынку, особенно на его стадии становления сопутствуют глубокие экономические кризисы, рост безработицы, инфляция, банкротство многих предприятий разорения по уровню его материального достатка, активизация противоправных действий и преступности.
Переход к рынку неизбежен. Это веление времени, объективная реальность, в то же время рынок это не самоцель, а метод, средство формирования новых ценностей, достижение качественно иного уровня благосостояния людей.
Переход к рынку в республике сопряжен с рядом специфических особенностей:
1.Сложившаяся экономическая ситуация в республике, низкий уровень жизни подавляющегося числа семей делают неприемлемым для республики путь “ шоковой терапии “ при переходе к рынку. Нужно время чтобы изменить организационную, экономическую финансово-кредитную системы, создать соответствующую правовую базу, подготовить кадры.
Переход должен осуществляться поэтапно – в этом заключается отличительная особенность нашего пути. Проще говоря, следует психологически подготовить людей к серьезным переменам в условиях их жизнедеятельности, форсирование может скомпрометировать в целом идею построения рыночной экономики.
2. Внедрению рыночных механизмов должны предшествовать сильные упреждающие меры по социальной защите людей.
За счет, каких средств будет обеспечиваться социальная защита населения?
Самый главный источник – это перераспределение национального дохода. Как показывает опыт многих развитых стран доля перераспределения национального дохода порой доходит до 30-50% (например, Швеция, ФРГ, Австрия и др).
3.Внутренняя экономическая стратегия должна быть полностью выведена из-под влияния какой-либо политической идеологии. Из истории мы знаем, что экономика прошлых лет была полностью политизирована.
4.Одним из ведущих принципов внутренней политики является обеспечение гармоничного сочетания интересов каждого человека, предприятия, отраслей, регионов и государства в целом.
5.По мере продвижения к рынку существенно изменится роль государства в управлении и регулировании экономики. Государство должно отойти от прямого вмешательства в хозяйственную деятельность. Государственное регулирование экономических и социальных процессов будет осуществляться с помощью общественных инструментов – финансовой, кредитной, налоговой, валютной политики, контроль за ценами и других косвенных мер воздействия.
6. Предоставление всем гражданам и юридическим лицам республики равных возможностей для развития инициативы и предприимчивости, осуществление всех незапрещенных законом видов деятельности.
С распадом СССР прервались экономические связи республик и областей, сократилось промышленное производство. Назрел вопрос о реконструкции ряда отраслей промышленности, построении современных предприятий, отвечающих рыночным отношениям и способных конкурировать на мировом рынке, о стимуляции перспективных отраслей промышленности.
Большое значение имеет законодательные акты принятые Олий Мажлисом Республики в 1998году: «Об иностранных инвестициях», «Правовые гарантии иностранных инвесторов и о мерах их защиты», они открыли широкие возможности для иностранного капитала.
Торгово-экономические договоры, подписанные с 35 странами, десятками крупных банков мира способствовали расширению торговых отношений Узбекистана с развитыми странами и эффективному использованию иностранных инвестиций.
Использование иностранных инвестиций позволило внести серьезные структурные изменения в экономику Республики.
С каждым годом объем осваиваемых иностранных инвестиций растет.
Особое место иностранный капитал занимает нефтегазовой промышленности.
Финансовый кризис 1998 года прошедшей во многих развитых странах мира, не мог не отразиться и на финансовом промышленном положении Узбекистана, но он не приостановил поступательное движение вперед его экономики. В стране существует макроэкономическая стабильность.
Продолжается процесс разгосударствления. В 1999 году доля не государственного сектора в валовой внутренней продукции заставило 64,5%, в промышленности 64%, в сельском хозяйстве 98,7%. 74,2% населения занято на разгосударствленных предприятиях, наблюдается рост ВВП, ее рост составил 4,4%, решающим фактором экономического роста становятся структурные преобразования. В стабилизации финансово-экономического положения страны большую роль сыграла реконструкция горно-металлургических комбинатов в Навои и Алмалыке, создание совместных предприятий «Зарафшан-Ньюмонт», УзДЭУ в Андижане.
К началу 1999 года в республике были зарегистрированы 3592 совместных предприятий. Из них 1917 выпускают соответствующие мировым стандартам товары. Большая часть СП-1400 расположено в Ташкенте, 107 в Ташкентской, 85 в Самаркандской,54 в Андижанской,49 в Ферганской и Наманганской областях.
Изменяется структура экспорта: снижается доля хлопка-волокна-с 44%до 28%, увеличивается экспорт машин и оборудования с 9,85% до 23%.При этом сумма внешнего долга не превышает 2,5% от ВВП. Сегодня необходимо вернуть должный приоритет селу, так как 60% населения проживает в сельской местности и свыше 44% национального дохода производится сельским хозяйством.
Ключевым во всей аграрной политике республики является вопрос о собственности на землю, но превращение земли в товар подорвет жизненные устои населения, породит спекуляцию земельными участками, лишит уверенности дехканина в завтрашнем дне. Хорошо известно, какие неисчислимые бедствия приносили народу продолжавшаяся веками беспощадная борьба за владение землей. Первоначально следует, возродить близкие и понятные дехканику формы организации труда. На Востоке веками люди жили и трудились общинно, то есть создание кооперативных форм производства. Важную роль в формировании многоукладной рыночной экономики должны сыграть разгосударствление и приватизация государственного имущества.
Необходимо преодолеть однобокую сырьевую направленность экономики Узбекистана.
При разработке реформы в сельском хозяйстве И.А.Каримов исходит из простой истины: «Богатый дехканин-богатая страна».
С первых дней независимости часть хлопковых площадей была передана под посевы зерна. В 1998 году зерновые культуры уже выращивали на1,5 млн га земли. Это почти столько же, сколько занято под хлопководство.
Особое внимание было обращено на развитие малого и среднего бизнеса в сельских районах.
На селе полезным трудом занято 3,8 млн. человек, т.е. 46,5% трудоспособного населения. Ежегодный прирост населения республики составлял около 2% и состав трудоспособного населения пополнялся каждый год более, чем на 200 тыс. человек.
Поэтому трудоустройство всего взрослого населения задача руководителей всех рангов и предупредил, что тот кто не способен решить этой задачи, не имеет морального права быть руководителем. В условиях рыночных отношений доходы населения имеют различные формы. Кроме ежемесячной зарплаты у бюджетных работников есть возможность получать доходы от предпринимательства, приусадебных участков, дивидендов от акций и др.
При переходе к рыночной экономике формировались новые денежно-кредитные системы. В стране функционирует более 30 коммерческих, кооперативных частных банков со своими филиалами. Так, например, «Пахтабанк» имеет 184, «Узтадбиркорбанк» 254 филиала.
В укреплении социально-экономической стабильности, в защите потребительского рынка Узбекистана во внешней и внутренней торговле огромную роль играет введение собственной валюты-сум.
С первых дней независимости большое внимание уделялось формированию налоговой системы государства, как важного источника пополнения дохода страны.
Таким образом, осуществление намеченного комплекса мер по переходу к цивилизованному рынку приведет к глубоким качественным изменениям в социально-экономическом развитии республики, выведет ее в число новых индустриальных стран и создаст надежные гарантии экономической политической и духовной независимости Узбекистана.
Список литературы