Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Экономическое образование на уроке литературы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рябова ольга Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 1522
Показать PDF версию Экономическое образование на уроке литературы

Рябова О. В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 8»
E-mail: astra-olga65@mail.ru

Ключевые слова:

литература, экономика

В последнее время нередко раздаются сетования на то, что наши дети растут безразличными к труду, не умеющими и не желающими ничего делать. Виноватых много, но виновата и школа. Она ещё слабо использует свои возможности для формирования экономического мышления своих воспитанников. В том числе и на уроках литературы.

Экономика все глубже проникает в сознание людей. Каждый ребёнок уже на младшей ступени обучения понимает, в чем заключается понятие «деловой человек».

Считаю, что в старших классах имеет смысл прививать интерес к экономике как науке, анализировать те эпизоды литературных произведений, которые отражают социально- экономические изменения, происходящие на разных этапах развития общества, знакомят с закономерностями экономического развития государства на примере литературных персонажей, событий общественной жизни, воспитывать у подростков уважение к труду, чувство ответственности за свою работу, пробуждать желание стать компетентным специалистом в той или иной сфере деятельности.

Уже в младших классах учитель- словесник на примерах изучаемых художественных произведений раскрывает духовное богатство и величие человека- труженика.

Известно, что трудолюбие , как норма нравственности, возвеличивалась издавна, начиная с произведений устного народного творчества: былин, сказок, сказаний, пословиц, поговорок, обрядовых песен.

Знакомя ребят с героями русских сказок, обратим внимание на их трудолюбие, ум, смекалку, мастерство. Учащимся можно предложить следующие задания: 1. сопоставить героев прочитанных сказок: Василису Премудрую и Ивана — крестьянского сына 2. ответить на вопрос, какие качества выручают их в трудную минуту.

Раскрывая смысл помещенных пословиц «Терпение и труд все перетрут»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и др., учитель подведет к самостоятельному выводу: наиболее результативна работа, которая сделана споро, умело, с вдохновением.

Вот здесь и можно перебросить мостик от трудового воспитания к экономическому.

На примере «жития- бытия» сказочных персонажей показать, что одного трудолюбия мало, что не обойтись без бережливости, экономии, без хозяйской жилки, а затем подкрепить эту мысль русскими пословицами, которые отражают эти понятия: «Под лежачий камень вода не течет», «Красна птица пером- человек уменьем», " Руки работают- голова кормит«, «Собирай по ягодке- наберешь кузовок», «Прибылью хвались, а убыли берегись», «Всё имеется, кроме птичьего молока» и т.д.

Большие возможности открываются у словесника, когда он вместе с учащимися переходит к изучению русской классической литературы. Сказы Бажова, Сказка- быль А.П.Платонова «Солдат и царица». Необыкновенное мастерство людей, профессионализм — то, что мы сейчас называем компетентностью. Если каждый человек будет мастером своего дела, то неужели не станет лучше жизнь в государстве. Мастера своего дела, от рабочего до министра, востребованы всегда. Есть о чем подумать.

Говоря об элементах экономического образования, нельзя не сказать об экономических проблемах. Бережное отношение к природе в конечном итоге благотворно отражается не только на физическом и духовном здоровье человека, но и на его уровне жизни, а это уже понятие экономическое.

Тема содружества человека и природы может быть проиллюстрирована стихами Заболоцкого «Журавли», Бунина " Листопад«, стихами Есенина, Блока.

Начатую работу по комплексному трудовому и экономическому образованию школьников можно продолжить в последующих классах, опираясь на такие произведения: И.А. Крылов «Квартет» ( о профессиональном мастерстве, компетентности и плачевном результате, если они отсутствуют), И.С.Тургенев «Бежин луг» (знания и умение применять их в жизни- основа авторитета Павлуши среди ровесников), М.Салтыков- Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил» (о трудолюбии, бережливости, запасливости мужика, которые помогают ему прокормить двух ненасытных бездельников, а главное — не пропасть самому), А.М.Горький «Детство», Н.В.Гоголь «Ревизор» (о профессиональной некомпетентности чиновников, о взяточничестве, казнокрадстве как одной из причин разорения России), А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (о политэкономии как предмете пристального внимания прогрессивных представителей дворянской молодежи в начале XIX века), Н.В.Гоголь «Мертвые души» (рассуждение о крепостном праве как причине экономической отсталости России, оценка экономической «политики» отдельных персонажей, их способности управлять поместьем, вести хозяйство), И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» (о предприимчивости и деловитости Хоря), «Отцы и дети» (о профессиональной компетентности Базарова, о его гражданской позиции, о причинах экономического упадка и разорении «фермы» братьев Кирсановых), Н.С.Лесков «Очарованный странник» (о нужности настоящих мастеров своего дела для экономического развития), Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (о пореформенном разорении русской деревни, раскрестьянивании и экономических причинах этого процесса) и т.д.

Для иллюстрации того, как не в ущерб литературы расширять и углублять экономические знания в процессе изучения поэмы Н.В.Гоголя " Мёртвые души«, приведу примеры вопросов, которые можно использовать в классе при работе с текстом:

— Можно ли в жизни всё «прошибить» копейкой?

— Почему бесхозяйственность Манилова, мотовство Ноздрева и скупость Плюшкина приводят к одному результату?

— Что означают понятия «Буржуазное накопительство и потребительство?»

-Знаком ли Чичиков с западноевропейскими буржуазными и экономическими теориями?

-Видит ли Гоголь выход из тупика, в котором оказалось экономически отсталая Россия?

Естественно, экономическое образование не самоцель, поэтому все же учитель- словесник должен помнить, что в центре урока личность поэта и его произведение, и очень серьезно относиться к подготовке урока.