Евразийский
научный
журнал

Экономические потери от простоев общественного транспорта в зоне остановочного пункта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Аханова Анастасия Сергеевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 1697
Показать PDF версию Экономические потери от простоев общественного транспорта в зоне остановочного пункта
Аханова А.С. ,Ростовский государственный строительный университет
г. Ростов-на-Дону


В настоящее время актуальность проблемы непроизводительных простоев транспортных средств общественного транспорта уделяется большое внимание, так как возникают значительные экономические потери у транспортных предприятий и значительные потери времени у пассажиров. В нормативной документации нет четкого регламента времени простоя под посадку–высадку пассажиров маршрутных транспортных средств. В связи с этим возникают непроизводительные простои, причинами которых могут быть:

─  ситуации, когда пассажирские автобусы вынуждены простаивать в ожидании освобождения места на остановочном пункте или совершать дополнительные маневры чтобы безопасно посадить–высадить пассажиров;

─  водители маршрутных транспортных средств после посадки–высадки пассажиров, без каких либо весомых причин не освобождают остановочный пункт, а остаются стоять в ожидании пассажиров;

─  к непроизводительным простоям приводят неправильное расположение маршрутных транспортных средств в зоне остановочного пункта;

─  парковка личного автотранспорта и такси в зоне остановочного пункта.

В данной статье экономические потери от простоев в зоне остановочных пунктов будут рассмотрены на примере г. Ростова–на–Дону. С помощью исследований нескольких остановочных пунктов в пиковый период времени суток было выявлено среднее значение простоя одного автобуса на остановочном пункте, которое составляет от 40 до 50 секунд. Данные значения времени характерны только для автобусов в пиковые периоды. При этом время простоя автобуса на остановочном пункте можно определить по следующей формуле:

Где  – время простоя перед остановочным пунктом вследствие его занятости, с;

 – время простоя перед остановочным пунктом вследствие неправильного расположения впереди идущих автобусов, с;

 – время простоя на посадку-высадку пассажиров, с;

 – время простоя после окончания посадки-высадки с открытыми дверями, с;

 – время простоя в ожидании освобождения проезда, с.

Из выражения (1) следует, что все времена простоя, за исключением  являются непроизводительными и должны быть минимизированы.

На основании данных полученных в ходе исследований остановочных пунктов г. Ростова–на–Дону составлена диаграмма, на которой приведены средние значения элементов простоя автобусов. Процентное соотношение элементов простоя автобусов представлено на рисунке. 

Анализ диаграммы свидетельствует, что один автобус в среднем простаивает на остановочном пункте 41 секунду, из этого времени 39% – являются непроизводительными, а 61% – составляют производительные простои при посадке–высадке пассажиров.

Из источника [1] известно, что расход топлива на холостом ходу составляет 1,65 мл/с.Зная, что 39% времени простоя одного автобуса являются непроизводительными и составляют в среднем от 8 до 12 секунд можно посчитать расход топлива автобуса при непроизводительном простое:

Где Rх – расхода топлива на холостом ходу от номинальной вместимости автобуса, мл/с;

tнп – время непроизводительного простоя одного автобуса, с.

Из выражения (2) известно, что один автобус при непроизводительном простое расходует 16,5 мл/с топлива. Исходя из данных исследований получено, что в среднем на один автобус приходится 12,8 минут непроизводительных простоев в пиковый период, что составляет 1,3 литра топлива. Учитывая, что в среднем за сутки один автобус в г. Ростове–на–Дону простаивает в непроизводительных простоях примерно 3,9 часа, что составляет 5,1 литра топлива и при стоимости 1 литра дизельного топлива от 29 до 32 рублей за литр, можно определить затраты на топливо от непроизводительных простоев, которые составляют 155,6 рублей в сутки. В год затраты на непроизводительные простои составят 38 420, 9 рублей для одного автобуса.

Таблица – Потери от непроизводительных простоев автобусов

Для снижения непроизводительных простоев и как следствие снижения материальных затрат предлагаю:

─  оптимизировать интервалы движения между следующими друг за другом автобусами;

─ запретить простои после окончания посадки–высадки пассажиров.



Список использованных источников:

1. Аземша С.А., Скирковский С.В., Стукачев В.Н. Социально-экономическая оценка временных потерь пассажиров маршрутных транспортных средств в городском регулярном сообщении // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование организации дорожного движения и перевозок пассажиров и грузов». – Минск: БНТУ, 2010.