Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Экономические и организационные проблемы современного машиностроения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Малиновская Жанна Владимировна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2685
Показать PDF версию Экономические и организационные проблемы современного машиностроения

Малиновская Жанна Владимировна
к.э.н., Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
e-mail: malin.o@mail.ru
Россия, г. Москва

Современному руководителю  машиностроительного предприятия невозможно принимать решения и действовать обдуманно, взвешенно и рационально без необходимых знаний экономических закономерностей хозяйственной деятельности.

Машиностроение – ведущая отрасль экономики страны, производящая орудия труда – активную часть основных производственных фондов – для всех отраслей народного хозяйства, а также продукцию оборонного назначения и предметы личного потребления. Машиностроению принадлежит главная роль в развитии научно-технического прогресса, так как оно производит основные средства труда для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, для добывающих и перерабатывающих отраслей, а также обеспечивает прогресс в инфраструктуре, т. е. науке, образовании, здравоохранении, культуре и пр. Эти средства труда позволяют сделать производство современным, с высоким уровнем автоматизации и удовлетворяющих экологические требования.

Машиностроительные предприятия отличаются от других характерными особенностями применяемой техники и технологий, используемых предметов труда, подготовки рабочей силы.

Машиностроительные предприятия выпускают чрезвычайно широкий круг изделий – десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров –от простейших (кастрюли, сковороды, метизы) до сложнейших, состоящих из множества деталей и узлов, отличающихся высочайшей точностью изготовления (самолеты, космические корабли, автоматические роторные линии, роботы-манипуляторы, лазерная техника и др.).

Производственный процесс машиностроительного предприятия характеризуется сложностью, многостадийностью, разнообразием используемых материалов , многообразием методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая и термическая обработка, сборка узлов и изделий в целом. Производственный процесс является прерывным и расчленяется на несколько самостоятельных стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную. На каждой стадии создают свой законченный продукт, который может поступать на рынок или по кооперации на другую стадию обработки внутри предприятия. Каждая стадия может быть представлена самостоятельным заводом или специализированным производством в рамках единого предприятия.

На предприятиях машиностроительного комплекса применяется разнообразное обрабатывающее оборудование, инструменты и оснастка, средства механизации и автоматизации производства.

Машиностроение – это материалоемкое производство, в качестве сырья используется широкий спектр материалов, преобладают  металлы.

Свыше 60% затрат на производство продукции составляют материалы, покупные и комплектующие изделия и около 30% составляют затраты на оплату труда. Машиностроение относится также к энергоемким производствам и является крупнейшим потребителем электроэнергии, газа, мазута и других энергоносителей.

Трудовые ресурсы машиностроительных предприятий должны отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, созданием сложнейшей конкурентоспособной продукции и технологических процессов ее изготовления, а также в связи с постоянной необходимостью координации и регулирования хода производства, обусловленных его прерывностью.

Основываясь на опросах руководителей машиностроительных предприятий, можно выделить основные группы проблем, связанных с организацией производства.

  1. Наличие надёжных поставщиков, что ведёт к увеличению времени на входной контроль сырья, материалов, компонентов, а иногда приводит к нарушению ритмичности производства ввиду срывов поставок.
  2. Недостаточное внимание к планированию производственных процессов, что приводит к неравномерной загрузке машинного парка, нарушению работы сервисных компаний
  3. Низкий уровень автоматизации, что приводит  к увеличению трудозатрат и, следовательно,  себестоимости
  4. Нерациональная логистика производственных процессов, что увеличивает  время изготовления продукции и также увеличивает себестоимость 
  5. Дефицит квалифицированных кадров, что не позволяет предприятию развиваться, разрабатывать новую продукцию и, в конечном итоге, приводит к потере конкурентоспособности
  6. Недостаток инвестирования, что также снижает конкурентоспособность в долгосрочном периоде.
  7. Мотивация персонала. Как известно, мотивированные на хорошую  работу сотрудники – один из важнейших факторов успешного предприятия и источник инновационных идей.

Указанные проблемы практически не встречаются на предприятиях с эффективным собственником. В настоящее время преодолеть означенные проблемы невозможно без  институциональных изменений, направленных на увеличение конкуренции, защиту частной собственности и более глубокой интеграции в мировую экономику.

Список литературы:

  1. М.А. Гуреева. Основы экономики машиностроения Издательство: Academia. ISBN 978-5-7695-5988-4; 2010 г.- 208с.
  2. В.Д. Сыров. Графологический метод организации передачи предметов труда дискретного производства.Издательство: Горячая Линия – Телеком.ISBN 978-5-9912-0450-7; 2014 г.-40с.