Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Экологизация школьного образования на примере географии в 5 классе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кобозев Сергей
Рубрика: Географические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2220
Показать PDF версию Экологизация школьного образования на примере географии в 5 классе

С. А. Кобозев
бакалавр 4 курса,
кафедра туризма и экологии
Е. В. Тарасова
научный руководитель,
кандидат географических наук,
доцент кафедры туризма и экологии

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия. Владивосток


S. A. Kobozev
Bachelor 4 course,
Department of Tourism and Ecology
E. V. Tarasova
Scientific adviser,
candidate of geographical sciences,
associate professor of the department of tourism and ecology

Vladivostok State University of Economics and Service
Russia. Vladivostok

Одна из актуальных проблем географического образования — развитие интересов учащихся в области изучения процессов и явлений, происходящих в мире. Одним из способов привлечения внимания, развития интереса к изучению может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

География — единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. В РФ среднестатистические городские дети не знают практически ничего о природе своей местности и своей страны и мира. Это происходит из-за того, что школьный курс географии очень далек от настоящей, реальной природы.

География и экология — предметы очень схожие в своей универсальности, они используют знания математики, физики, биологии, химии. Изучение этих наук невозможно без практической деятельности по изучению окружающей нас природной среды.

Ключевые слова и словосочетания: школьное образования, география, экология, экологическое воспитание.

ECOLOGIZATION OF SCHOOL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF GEOGRAPHY IN 5 CLASS

One of the urgent problems of geographical education is the development of the interests of students in the study of processes and phenomena occurring in the world. One way to attract attention, develop interest in learning can be to strengthen the environmental focus in teaching geography.

Geography — the only training course, giving a holistic provision of the Earth as a planet of people. It forms a common culture, including the ecological one; It is necessary to make managerial decisions at all levels. In the Russian Federation, the average city children do not know practically anything about the nature of their locality and their country and the world. This is due to the fact that the geography course is very far from the real, real nature.

Geography and ecology — objects are very similar in their universality, they use the knowledge of mathematics, physics, biology, chemistry. The study of these sciences is impossible without practical activity in the study of the surrounding natural environment.

Key words and word — combinations: school education, geography, ecology, ecological education.

Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды [1].

Для выявления роли школьной географии в экологическом обучении и воспитании следует обратиться к определению географической науки, в котором говорится, что география представляет собой систему естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой. В этом случае близость географической науки к экологии очевидна, поскольку она вытекает из содержания экологии как науки, изучающей отношения организмов между собой и окружающей средой [2].

Для экологизации школьного курса географии была разработана программа для проведения уроков в 5 классе, состоящая из 8 тем.

Программа экологизации школьного курса географии приведена в таблице 1.

Таблица 1 — тематическое планирование по курсу " География" экологической направленности.

Тема урока Понятия, определение, основное содержание
География Экология
1 Введение в предмет. География, задачи географии, история развития географии, взаимодействие географии с другими науками. Экология, цели и задачи экологии, значение экологии, взаимодействие экологии с географией.
2 Вода на Земле. Состав гидросферы, Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере. Влияние деятельности человека на гидросферу, круговорот воды в природе, загрязнение гидросферы.
3 Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы, движение воздуха, облака, явление в атмосфере, погода, климат, беспокойная атмосфера. Антропогенное влияние на атмосферу, влияние природных явлений (ураганы, тайфуны) на человека, окружающую среду. Озоновый слой.
4 Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы, движение земной коры, литосфера, рельеф. Влияние деятельности человека на литосферу, истощение природных ископаемых, землетрясения, вулканы.
5 Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере, жизнь на Земле. Экологические проблемы биосферы, сохранение биосферы, экосистемы.
6 Почва — особое природное тело. Почва, её состав и свойства. Антропогенное воздействие на почву, загрязнение ядовитыми веществами (химикаты, пестициды).
7 Человек и природа. Воздействие человека на природу, как сберечь природу?
8 Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы, явления природы, человек на Земле.

До и после проведения уроков ученикам 5 класса был предложен тест по экологии, результаты которого приведены в таблице 2.

Таблица 2 — результаты теста по экологии.

№ вопроса Вопрос Ответы Перед проведением уроков После проведения уроков
1 Что изучает наука " Экология "? а) вещества и их превращение б) природу земной поверхности в) связи между организмами и окружающей средой, между человеком и природой а) 10% б) 60% в) 30% а) 0 % б) 30% в) 70%
2 Каково значение озонового слоя? а) защищает планету от падения метеоритов б) защищает живые организмы от губительного излучения в) предохраняет планету от потери тепла а) 70% б) 10% в) 20% а) 10% б) 80% в) 10%
3 Что не относится к явлениям природы? а) снег б) загрязнение воды в) дождь а) 10% б) 70% в) 20% а) 0% б) 100% в) 0%
4 К антропогенным факторам относят? а) вырубку леса б) конкуренцию между видами в) кислотность почв а) 80% б) 10% в) 10% а) 100% б) 0% в) 0%
5 Причины исчезновения живых организмов? а) недостаточно заповедников б) загрязнение окружающей среды в) уничтожение мест обитания а) 10% б) 80% в) 10% а) 0% б) 90% в) 10%
6 В крупных городах, как правило, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: а) домашние животные б) автотранспорт в) пешеходы а) 0% б) 100% в) 0 % а) 0% б) 100% в) 0%
7 Каков процент содержания азота в воздухе? а) 21% б) 1% в) 78% а) 30% б) 10% в) 60% а) 10% б) 0% в) 90%
8 Что не относится к источникам загрязнения атмосферы? а) пылевые бури б) извержения вулкана в) сточные воды ЖКХ а) 30% б) 10% в) 60% а) 0% б) 10% в) 90%
9 Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение, называется? а) очагом б) эпицентром в) разломом а) 10% б) 30% в) 60% а) 10% б) 80% в) 10%
10 Что способствует сохранению плодородия почв? а) внесение удобрений б) чрезмерный полив в) выращивание одних и тех же культур а) 80% б) 10% в) 10% а) 90% б) 10% в) 10%

Таким образом, количество правильных ответов увеличилось на 29 % после проведения уроков.

Список литературы

  1. Розенберг Г. С. Экологическое образование и образованность. /Г. С. Розенберг // Самара. 2014 г. 6 с
  2. Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии средней школы. /Н. К. Зуева // Санкт — Петербург. 2012 г. 5 с