Евразийский
научный
журнал

Дунайская Русь - неизвестная родина руссов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Левко Илья Васильевич
Рубрика: Исторические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 3617
Показать PDF версию Дунайская Русь - неизвестная родина руссов

Левко Илья Васильевич
Ведущий группы по изучению истории в социальной сети ВКонтакте.
E-mail: levko.i@bk.ru

Дунайская Русь-неизвестная родина руссов

(часть 1)


Откуда есть пошла Русская земля? - поставил вопрос летописец. В настоящее время, в основном пропагандируются две версии: норманнская, связывающая начало Руси со Скандинавией и основная альтернатива ей балто-славянская, связывающая начало Руси с южным берегом Балтики.

Между тем Начальный свод, выводит Русь из Подунавья, бывшей римской провинции Норик.(1), где источники отмечают государство русов, еще в IV в.в. н.э (2)

" В Паннонии (Венгрия -И.Л) на границе с Рутенией (Диоктелиан) воздвиг храм , который до сих пор хотя и и разрушен, являет собой изумительное зрелище , как о том написано в истории четырех венчанных " сообщает нам хорватский летописец XIII в Фома Сплитский (3). По латыни, Фома назвал Рутенией, ту же самую область, которую германцы называли Ругиландом (4), т.о. мы вполне можем отождествить Рутению и Ругиланд.

" Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт , прямое чтение источников , несогласие с которыми надо серьезно мотивировать "(5). Вообще же германское rugi/ ruzzi - это ружи или рузы, равно латинское rytheni/ruteni -это руцины или русины (6) . Учитывая шипящие у славян получается просто русы и русины (6) Т.е. возможно сделать вывод о тождестве русов и русинов, тем более, что в договоре Олега Вещего с Восточно-Римской империей указан этноним "русин", до сих пор бытующий в Карпатах-там, где нога скандинавов вовсе не ступала.

Русинов, по-латыни именуя их рутенами описывает Гай Юлий Цезарь в "Записках о галльской войне "(7), указывая, что от прочих галлов, рутены отличаются красными щитами. Область населенная рутенами/русинами называлась Руежа ,на современном французском - Руержье, а их столица Rodes/Rutena, учитывая шипящие в славянских языках, область русинов в Аквитании(юго-запад Франции), называлась просто - Русь.

Кстати, английский хронист XII века Бартоломью, в своей работе " О природе вещей", устойчиво отождествлял Галлию и Рутению, и писал, что галлы и рутены - это одно и тоже (8)


Изучая русский эпос, разные исследователи, в разное время и независимо друг от друга, пришли к выводу о зарождении эпоса в Подунавье, относя предания о сражении Ильи Русского (Муравленина ) или как его называют "Деяния данов" – Олимара, с "татарами"- готами и гуннами к V в н.э. (5)(9)(10). Вполне впрочем возможно, что на образ Ильи Муромца оказал влияние не только Олимар Русский, но и Олег Моравский-правитель Великой Моравии в середине X века, по происхождению рус и очень вероятно сын Олега Вещего и родственник(возможно двоюродный брат ) Ольги Русской- династов Дунайской Руси.(11)(12)(13)(14)

  1. Кузьмин А.Г. Две концепции начала Руси в Повести временных лет// История СССР 1969 №6
  2. Кузьмин А.Г Руги и русы на Дунае //Средневековая и новая Россия .Сборник статей к 60-ти летию профессора Фроянова И.Я
  3. Назаренко А.В. О "Русской марке " в средневековой Венгрии// Восточная Европа в древности и средневековье М 1978 стр 304
  4. Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском СПб 1096
  5. Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих // Страницы минувшего М 1991 стр 517
  6. Меркулов В.И. Исторические истоки Руси // История и историки: Историографический вестник /Институт российской истории РАН М 2007 стр 3-11
  7. Кузьмин А.Г. Начало Руси М 2003
  8. Матузова В.И. Средневековые английские хроники М 1978 г стр 83 , 85 , 94-95
  9. Фроянов И.Я, Юдин Ю.И. Былинная история СПб 1997 г
  10. Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславича и поэмы об Ортните// Русский фольклор СПб 1993 Т 27; Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям X- XX вв// Славянская традиционная культура и современный мир 1997,вып 1
  11. Королев А.С. Загадки первых русских князей М 2002
  12. Цветков С.Э. Начало древнейшей русской истории до вокняжения Олега
  13. Цветков С.Э. Русская земля .Между язычеством и христианством М 2012
  14. Никитин А.Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты М 2000

Дунайская Русь-неизвестная родина руссов

(часть 2)



О Дунайской Руси , прекрасно помнил франкский эпос : "Ожье Датчанин", в котором "русский граф Эрно" защищает от франков Павию - город в Северной Италии, "Песнь о Фьерабрасе", "Фольк из Кандии ", в котором место обитания русов - Среднее Подунавье, указано прямым текстом (7), помнят чешские хроники, в которых, то Русь - часть Великой Моравии, то Великая Моравия - часть Руси, русов с трудом можно отличить от мораван, князья Ростислав и Святополк названы "русскими князьями " (11) Имена Ростислав и Святополк, в княжеском имянослове встречаются вообще, только на Руси и в Великой Моравии.

"Хроника Адемара Шабанского", буквальное прочтение которой, заставило бы предполагать , что в представлении Адемара Русь составляла одну из областей Венгрии "(15), пишет Назаренко А.В. Видимо боязнь обвинений в "необъективности", заставила ученого, при переводе подправить оригинал, в чем он честно признался. А ведь в Венгрии "русский герцог", было титулом наследника престола и означало "предводитель войска короля", а термин "русский " (русин -И.Л) в средневековой венгерской традиции означал "королевский стражник"(16).


Вот как описывает "царство Дира" арабский летописец Аль-Масуди: "Первый из славянских царей есть царь Дира /Алдира, Дина, Алдин/ он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами (..) Подле этого царя из славянских царей живет царь ал-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов, он воюет с Румом (Византией -И.Л), Ифранджем ( Франкской империей - И.Л) (...) Затем с этим царем граничит царь Турку (Венгрия -И.Л) (17) Одного упоминания об обширных городах, достаточно, чтобы не рассматривать ни норманнскую, ни балто-славянскую версии, и признать Аскольда и Дира, вполне самостоятельными правителями, а никакими не "боярами Рюрика", тем более, что и Рюрика - то весьма авторитетные ученые, считают искусственно и неуклюже введенным в русскую историю, но об этом позже.

Так вот, в Скандинавии VIII-X в.в., городов почти и не было, а уж в Швеции - не было вовсе. Знаменитая Бирка –это, во-первых не свейский город (норманисты никогда не уточняют племенную принадлежность скандинавов якобы основавших Русь, а термин "шведы" - поздний ) и во вторых население Бирки не превышало 500 человек (18) . Новгорода на Волхове, во время действий Аскольда и Дира, а также Вещего Олега - просто не было, древнейшие слои не уходят глубже 930-ых г.г. , с "Рюриковым "городищем, получившем такое название лишь в XIX в усилиями местных краеведов, древнейшие слои Новгорода не имеют генетической связи (19), а широко разрекламированная Ладога, никак не могла иметь "столичного "статуса", да и жителей в ней было еще меньше, нежели чем в Бирке (20). К слову и Ростов Великий , основан в 963 г., т.е. на сто лет позже приписываемой Повестью временных лет датой и не имеет генетической связи, с расположенным на 15 км южнее Сарским городищем (21) . О поздней вставке в летопись сведений о дате основания Ростова, писал еще Шахматов А.А. (22) и по сей день, Шахматова, никто не опроверг.

"Согласно ориентации Аль-Масуди "царство Дира " с наибольшей вероятностью соответствует Великой Моравии, точнее одной из областей оной. Тем более, что на Дунае известно не менее 19-ти Киевов и Ноград (Новгород - область в Венгрии, И.Л) да и франки прекрасно помнили в XII-XIII в.в. о войнах с русами (17). Никоновская летопись помнила о гибели в бою с дунайскими болгарами сына Аскольда, сами имена Аскольда и Дира, указывают на Центральную Европу (23)(24). Дир - это кельтское "сильный"(23), а Аскольд, или правильнее Осколд- южнославяское с основой "скала"(24).

Касательно т.н. "Пути из варяг в греки" Волховско-Днепровскому, опять-таки, сами же норманисты, отметили, что в скандинавских источниках не содержится ни малейших упоминаний об этом пути (25)(26)(27), что еще в XII веке для поездки из Киева в Новгород, или из Новгорода в Киев, требовались специальные инженерные мероприятия (28), что археологически нет подтверждения существования такого пути (29 ). Таким образом, ровно никакой проблемы "скандинавских названий днепровских порогов "просто не существует, раз скандинавы не знали о Волховско-Днепровском пути, то и названий своих ни чему давать не могли. Этого пути просто не было. И более того, в источника, в X-XIII в.в., собственно Русская земля – это Среднее Поднепровье, понятие Русской земли и Киева было совершенно тождественным (7)(30), а собственно новгородцы свою землю называя новгородской или Словенской, еще в XV в, уточняли - НЕ Русская (7)(17)(30).



  1. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М 2001 стр 343
  2. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси М 1968 стр 51 , 313
  3. Цветков С.Э. Забытые истории
  4. Д.Харриссон История Швеции
  5. Янин В.Л, Алешковский М.Х Происхождение Новгорода .К постановке проблемы // История СССР №2 1971 М-Л стр 32-61
  6. Селин А.А. Староладожский миф в научном дискуссе последних лет
  7. Леонтьев А.Е. К вопросу о происхождении города Ростов// Конференция "История и культура Ростовской земли" 1994г
  8. Шахматов А.А. Розыскания о древнейших русских летописных сводах СПб 1906
  9. Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели //Откуда есть пошла Русская земля Т1 М 1986
  10. М.Фасмер Этимологический словарь русского языка .изд 2-е М 1986 Т II стр 160
  11. Брим В.А. Путь из варяг в греки // ИАН СССР VII серия. Отделение общественных наук Л 1931 стр 219,222, 230
  12. Джаксон Т.Н . Калинина Т.М, Коновалова И.Г, Подосинов А.В " Русская река " Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии М 2007 стр 285
  13. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе Л 1985 стр 163
  14. Данилевский И.Н Древняя Русь глазами соседей и современников ( IX-XII вв ) Курс лекций М 1999 стр 121
  15. Петрухин В.Я. Скандинавы и Русь на путях мировой цивилизации //Путь из варяг в греки и из грек в варяги . Каталог выставки Май 1996 г М 1996 стр 9
  16. Тихомиров М.Н. Русское летописание М 1979.

Дунайская Русь-неизвестная родина руссов

(часть 3)


Несомненным выходцем из Дунайской Руси, является и Олег Вещий.

"Русско-византийские договоры, включенные в Повесть временных лет, как ее составная часть, представляют собой источники, первичные по отношению к летописному рассказу о событиях X века на Руси и резко превосходящие его по информативным возможностям "(31).

В договоре 911 г Олег титулуется "нашей светлостью". Это "наша светлость", поистине убийственна для норманнской теории, так как в раннесредневековой Скандинавии отсутствовала титулатура (32)(33)(34) . Из этого договора исчезает вся варяго-финско-славянская рать, указаны только русы, причем в этом договоре, употребляется этноним "русин", для обозначения руса в единственном числе. Этноним "русин" до сих пор известен в Карпатах (17). В средневековье Карпаты, иногда называли Угорскими горами, а иногда - Русскими (17). О дунайско-карпатском происхождении Аскольда, Дира, Олега и их дружин говорит и археология. Большую часть погребений киевского некрополя относящуюся к концу IX-началу X в составляют " ..погребения, где тело покойного было помещено в могильную яму головой на запад. Именно они по характеру и деталям погребальной обрядности имеют прямые аналогии в соответствующих памятниках на территории Великой Моравии - сотни погребений IX -X в.в. в Старом Месте, Микульчицах, Поганьском, Скалице, Старом Коуржеме и других местах Чехии, Моравии, Словакии (....). Особенно же погребения знати имеют прямые аналогии, свидетельствующие об этнокультурном родстве правящей элиты Киева и карпатских русинов (...). Подлинной копией наиболее пышных срубных погребений Среднего Поднепровья являются известные погребения Колинок и Желенок "(35) " Дружинные могилы Киева и Чернигова (IX-X в.в.) полностью идентичны соответствующим памятникам на территории Великой Моравии (36).

Для сравнения, из 146 камерных могил Киева ,именуемых "княжескими ",скандинавское-одно, относящееся к концу X-началу XI в, т.е. ко времени Владимира Святославовича и Ярослава.


"Судя по многочисленным аналогиям в Бирке - это единственное в городском могильнике Киева скандинавское погребение (датируется концом X- началом XI в) (37) .
"Единственным скандинавским погребением основного киевского могильника на территории так называемого "города Ярослава", следует признать погребение №114 (....) комплекс можно датировать концом X- началом XI в " (38).

В договоре Олега, совершенно не указан Новгород на Волхове, что разом отрицает участие в походе новгородских словен, т.к. и Новгорода - то еще не было( 14) (19). Под рукой Олега "великие и светлые князья ", в то время как под рукой Игоря в договоре 945 г "бояре и люди Русской земли ". Согласно договора Олега, русы проживали на дворе святого Мамата по пол-года, в то время как по описанию Константина Багрянородного, киевские (днепровские) русы отплывали из Киева в июне, добирались до Константинополя в июле, а не позднее сентября отплывали обратно, что бы успеть до заморозков (14)(17). Т.е. Русь Олега Вещего, и Русская земля Игоря - это разные династии и разные русские государства (14), связанные впоследствии династическим браком Ольги - династки с Дуная и Игоря, который судя по интересам Русской земли, лежащим согласно договора 945 г. (к слову тоже не знающим никаких варягов вообще) лежали в Северном Причерноморье. Именно оттуда, Игорь, и был вероятнее всего выходцем, ни малейшего отношения не имея к ни какому Рюрику.

Таким образом, Русь Киевская, являлась наследницей и правопреемницей Руси Дунайской, и очевидно по оказывавшемуся почету Ольге - она забирала третью часть дани, собиравшуюся русами, имела свою дружину (что совершенно не типично для скандинавок-они в это время сами считались имуществом) - именно род Ольги, был старшим по отношению к семье Игоря. Поход Святослава в Болгарию, т.о. оказывается войной (к сожалению неудачной) за наследство его матери.

Платонова Н.И Русско-византийские договоры как источник для изучения политической истории Руси X в // Восточная Европа в древности и средневековье : Международная договорная практика Древней Руси// IX-е чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто . Материалы конференции М 1997 стр 69
Грот Л.П. Мифические и реальные шведы на Севере России : взгляд из шведской истории // Шведы и Русский Север :историко-культурные связи. Киров 1997 стр 156-157
Грот Л.П.О летописных урманах и титуле "князь урманский" //Исторический формат №2 2015
М.К Стеблин- Каменский . Древнеисланская литература М 1979

  1. Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Древняя Русь и славяне М 1978 стр 203-206
  2. Б.Достал Некоторые общие проблемы археологии Древней Руси и Великой Моравии // Древняя Русь и славяне М 1978 стр 84-85
  3. Булкин В.А, Дубов И.В , Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX-XII в Л 1978 стр 12
  4. Кирпичников А.Н , Дубов И.В ,Лебедев Г.С. Славяне и скандинавы М 1986 стр 232