Евразийский
научный
журнал

Дополнительное образование в детских коллективах в свободное от учебы время

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Крапивина Наталья Валентиновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 1448
Показать PDF версию Дополнительное образование в детских коллективах в свободное от учебы время

Крапивина Наталья Валентиновна
krapivina-natalja@ro.ru

Детский коллектив – это особое социальное явление, исторически обусловленное степенью развития общества. Задачи общества по отношению к детскому коллективу, его воспитательные цели определяются характером общественных отношений и местом детей, занимаемым в системе этих отношений.

Свободное время ребенка сегодня преимущественно понимается как деятельность, организуемая с детьми во внеурочное время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге (праздники, вечера, концерты, спектакли, дискотеки.. и т.д.). Дополнительное образование имеет четко выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность в организации различных творческих коллективах, клубных формирований и досуговой деятельности, которые занимаются с детьми и подростками в свободное от учебы время. Это хорошая возможность для организации межличностных отношений в любом творческом коллективе между собой, между детьми и руководителем, между другими группами в коллективах. В процессе работы детских коллективов можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Современная творческая деятельность в Иркутском районе осуществляет свою работу в сложнейших социально-экономических условиях, в условиях кризиса в политике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях борьбы за свое собственное существование, досуговая деятельность, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой создают условия для воспитания, развития и реализации личности.

Дополнительное образование в творческих коллективах имеет возможность моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики.

Важнейшим компонентом воспитательной системы в дополнительном образовании является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных идей и принципов, цель воспитательной системы дополнительного образования – это развивающая личность, способная строить жизнь, достойную человека. Специалистами социокультурной деятельности Иркутского района ставятся воспитательные цели – формирование гражданского, правового, нравственного, эстетического, экологического сознания личности в деятельности детских коллективов.

Можно сказать, что все принципы воспитания в этих коллективах тесно связаны между собой и отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовать. Эффективность воспитательной деятельности возрастает, если к воспитанию подходить как к комплексному процессу, ведь это и позволяет формировать личность в целом. А.С. Макаренко писал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается…».

Если ребенка поддерживают, подбадривают - он учится верить в себя. Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности - он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности - он учится верить в людей.

В результате дополнительного образования в школе мы можем объективно смотреть и оценивать деятельность детей, проследить какой педагогический стиль общения активизируется у детей, а что тормозит и снижает работоспособность. Ведь дети - это хрупкий инструмент в руках педагога, где просматривается интерес и увлечение каждого ребенка. На своих занятиях педагог дополнительного образования в первую очередь должен обратить внимание на творческое развитие детей и о проведении их досуга в свободное от учебы время.

Любой коллектив и коллективная деятельность в жизни ребенка играют огромную роль в индивидуальном развитии личности, его общении с окружающим миром. Поэтому проблема воспитания, развития личности в настоящее время приобретает, как никогда, большую остроту и важность.

Основными направлениями и принципами в работе дополнительного образования в детских коллективах Иркутского района являются:

  • воспитание любви к родной школе, отчему краю, к формированию самосознания, ответственности за судьбу Родины;
  • развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности и индивидуальности;
  • стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическому, этическому и культурному критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и умение видеть прекрасное;
  • формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;
  • формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

На фоне духовного кризиса, постигшего наше общество, особую остроту приобретает проблема воспитания, эстетической культуры подрастающего поколения. Поэтому в развитии творческих способностей детей важным звеном является дополнительное образование в школах, которое способствует решению жизненно важных проблем, организации досуга, формированию коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей. Опыт последних лет показал, что эффективной формой работы является внеурочная деятельность и дополнительное образование, в основе которой лежат интересы детей.