Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Диверсификации деятельности индивидуального предпринимателя, имеющего работников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2381
Показать PDF версию Диверсификации деятельности индивидуального предпринимателя, имеющего работников

Кожамбердиева Дарья Викторовна,
профессиональный бухгалтер
E-mail: Kozhamberdiyeva@intmail.net

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей диверсификации деятельности индивидуального предпринимателя, имеющего работников. Автор дает краткую характеристику правового статуса ИП как субъекта малого бизнеса, рассматривает некоторые особенности ИП как работодателя. Дается авторское определение термину «диверсификация». На примере деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающего сервисные услуги, доказана экономическая и практическая эффективность диверсификации деятельности ИП, имеющего работников.

Ключевые слова: диверсификация, индивидуальный предприниматель, правовой статус, мини-отель, инвестиционный проект.

Актуальность. В условиях развития современной российской экономики особое место приобретает сфера индивидуального предпринимательства, важность которой продиктована временем и свидетельствует об экономическом росте российского государства как правового социального механизма.

Право граждан заниматься предпринимательской деятельность является одной из важнейших гарантий свободного развития личности [8, с. 29]. Для занятия предпринимательской деятельность на законных основаниях, государство, в лице специальных органов, использует ряд актов контроля, позволяющие предпринимателю без существенных потерь вести малый бизнес [2, с. 109]. Однако, в связи с финансовыми кризисами, валютным дисбалансом, неустойчивым уровнем инфляции и прочими факторами индивидуальным предпринимателям все более сложно становится содержать свой бизнес, тем более, если есть штат сотрудников, требующий немалой доли затрат.

С целью нормирования финансовой устойчивости предприниматели делают попытки использования различных мер и стратегий, в том числе лидерства по издержкам, дифференциации, диверсификации и пр. Последняя модель развития бизнеса все сильнее затрагивает сферу малого бизнеса и эта позиция, по мнению современных исследователей, экономически выигрышна [9, с. 97].

Таким образом, изучение диверсификации деятельности предпринимателя малой формы бизнеса актуально.

Правовой статус ИП и его работников. Статьи 23-25 Гражданского Кодекса РФ [1] регулируют правовой статус индивидуального предпринимателя. В соответствии с установленными нормами, «лицо, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». ИП относится законом к субъектам малого предпринимательства при соблюдении актуальных критериев отнесения к данной форме бизнеса (на 2017 год — это до 100 человек среднесписочной численности сотрудников, доходы не должны превышать 800 млн. руб. в год [6]).

Примечательно, что в нашей стране вопрос правового статуса индивидуального предпринимателя исследуется давно и довольно широко, однако единого подхода в этом направлении по-прежнему нет, отчасти из-за несовершенства законодательства [12, с. 66]. Все же, в российском законодательстве можно встретить нормы, приравнивающие индивидуальных предпринимателей как к организации, так и к гражданам [4], однако в отношении персонала есть некоторые расхождения. Так, нанимая сотрудников, индивидуальный предприниматель сам становится налоговым агентом и обязан делать обязательные страховые и пенсионные взносы, помимо уплаты их «за себя»; ИП приобретает обязанность подавать отчетность в ФНС; ИП не может назначить наемного рабочего на должность директора и так далее. То есть, несмотря на более упрощенные организационно-управленческие аспекты ведения бизнеса в форме ИП, предприниматель все может столкнуться с некоторыми «неудобствами» и равно как организация обязан четко организовать вопросы заработной платы.

Сущность диверсификации в экономической сфере. Понятие диверсификации в современно его понимании существует с XX века, хотя предпосылки к этому сформировались задолго до этого. В зарубежных исследованиях позапрошлого столетия термин выступал как существительное, со значением «разнообразие, многообразие, расхождение», однако, со временем, из-за частого употребления в определенном экономическом контексте для обозначения одного и того же явления оно превратилось в понятие и плавно вошло в оборот экономических понятий, будучи заимствованным русским языком методов калькирования" [7, с. 6]. Со временем данная дефиниция вышла за рамки экономики и стало развиваться в таких науках маркетинг, финансы и кредит, рынок ценных бумаг и пр. Так, в маркетинге, под диверсификацией понимается расширение специализации, то есть выход компании на новый для него рынок, включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности организации, что позволяет снизить его уязвимость [5, с. 96]. На рынке ценных бумаг термин трактуется как «наличие широкого круга объектов инвестиций денежных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска» [11, с. 23]. В финансово-кредитной сфере диверсификация означает «один из способов снижения риска инвестиционного портфеля, заключающегося в распределении инвестиций между различными активами, входящими в него» [3]. В сфере производства под диверсификацией понимается «повышение экономической или финансовой устойчивости и конкурентоспособности компании, и сопровождается изменениями номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, работ и услуг» [10, с. 3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в разных сферах под исследуемой дефиницией понимаются разные процессы, однако заметны и общие характеристики. На наш взгляд, диверсификацию в экономическом аспекте можно понимать, как процесс освоения новых сфер производственной, экономической, финансовой, инвестиционной и прочих видов деятельности хозяйствующего субъекта, имеющий своей целью снижение рисков, повышение рыночной устойчивости и конкурентоспособности.

Возможности, которые может приобрести индивидуальный предприниматель и его сотрудники. Выход на новые рынки, освоение новых ниш или попытка работать в смежных областях деятельности — это один из эффективных вариантов развития своего дела для индивидуального предприятия. Более того, работа в нескольких сферах требует помощи персонала, что приводит к выводу о том, что ИП и как руководитель и как исполнитель скорее всего не сможет получить достаточный экономический эффект от результатов диверсификации.

С целью обоснования сделанного вывода приведем небольшой пример из сферы гостеприимства. За объект исследования возьмём реально существующее предприятие — мини-отель.

Полное название — ИП Алымов Владимир Сергеевич.

Дата внесения в реестр ЕГРИП: 23.05.2012 г.

Мини-отель находится в Московской области.

В организации на данный момент работает 7 человек (2 горничные, метрдотель, работница химчистки, ночной администратор, творческий координатор), включая руководителя, он же занимает пост управляющего. Организационно-управленческая структура — линейно-функциональная.

Ассортимент предлагаемых услуг и динамика объемов продаж мини-отеля в 2015-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Ассортимент предлагаемых ИП услуг и динамика объемов продаж мини-отеля в 2015-2016 гг.

Вид услуг Объем продаж в 2015 году, тыс. руб. Объем продаж в 2016 году, тыс. руб. Абсолютное отклонение, тыс. руб. Относительное отклонение, %
Гостиничные услуги 49070 39740 -933 80,99
Прочие услуги 1519 812 -707 53,46
ИТОГО 50589 40552 -10037 80,16

По данным таблицы видно, что объем продаж в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократился на 10037 тыс. руб. или на 19,84%. Большую долю в структуре выручки мини-отеля имеют гостиничные услуги.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели финансово-экономической деятельности мини-отеля за 2015-2016 гг.

Показатель Период Изменения
2015 2016 +/- %
Выручка, тыс. руб. 50589 40552 -10037 -19,84
Себестоимость, тыс. руб. 38700 31013 -7687 -19,86
Стоимость ОПФ, тыс. руб. 11711 11681 -30 -0,26
Численность работающих, чел. 7 7 - 0,00
ФОТ, тыс. руб. 1782,0 1980,0 198,0 +11,12
Прибыль от реализации, тыс. руб. 650 748 98 15,08
Рентабельность услуг, % (стр.6/2)*100% 1,68 2,41 0,73 43,45
Рентабельность продаж, % (стр.6/1)*100% 1,28 1,84 0,56 43,75
Производительность труда, тыс. руб./чел. (стр.1/4) 7227,0 5793,1 -1433,9 -19,84
Фондоотдача, тыс. руб. (стр.1/3) 4,32 3,47 -0,85 -19,68
Средняя заработная плата, тыс. руб. (стр.5/4 / 12 мес.) 19,76 20,05 0,29 1,47

По данным таблицы можно сделать вывод о снижении объемов продаж услуг в 2016 году по сравнению с 2015 годом, что является негативной тенденцией. Тем не менее, прибыль от продаж увеличилась на 98 тыс. руб. (+15,08%), что явилось следствием оптимизации затрат.

Позитивной тенденцией является повышение рентабельности функционирования мини-отеля. В то же время трудовые ресурсы и основные средства мини-отеля стали использоваться менее эффективно, о чем свидетельствует снижение значений показателя производительности труда (-23%) и снижение значения фондоотдачи (-19,68%). Следовательно, руководству мини-отеля необходимо направить усилия на увеличение продаж услуг, а также на рационализацию использования трудовых ресурсов и основных средств.

С целью оптимизации своего финансового положения, а также повышения конкурентоспособности мини-отеля, руководитель решил открыть экскурсионное агентство и рассчитал экономический эффект. Целью нового предприятия является обеспечение гостей мини-отеля различными экскурсионными мероприятиями (пешеходные, музейные, велосипедные, по крышам и пр.), а также расширение спектра культурно-развлекательных услуг в партнерстве с театрами, музеями и т.п., чем занимается на данный момент творческий координатор.

Для того, чтобы реализовать идею, необходимо обустроить помещение под офис (отель находится в собственности у индивидуального предпринимателя, и есть свободные помещения) обучить творческого координатора на курсах экскурсоводов, а также приобретение 5 велосипедов. Стоимость инвестиционного проекта составит 92550 руб.

Рассчитаем эффективность от внедрения первого мероприятия (табл. 3.)

Таблица 3. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта ИП по диверсификации своей деятельности

Показатели Ед. изм. 2017 г. 2018 г. Изменение
абсолютное относительное, %
Выручка от реализации тыс. руб. 40552 42174 1622 4,00
Себестоимость тыс. руб. 31013 31106 93 0,30
Стоимость ОПФ тыс. руб. 11681 11681 - -
Численность чел. 7 7 - -
ФОТ тыс. руб. 1980 1980 - -
Прибыль от реализации тыс. руб. 748 2277 1529 204,41
Прибыль (убыток) до налогообложения тыс. руб. 748 2277 1529 204,41
Налог на прибыль тыс. руб. 150 455 305 203,33
Чистая прибыль тыс. руб. 598 1822 1224 204,68
Рентабельность услуг, (стр.6/2)*100% % 2,41 7,3 4,89 202,9
Рентабельность продаж, (стр.6/1)*100% % 1,84 5,4 3,56 193,48
Производительность труда, тыс. руб./чел. (стр.1/4) тыс. руб. / чел. 5793,10 6024,86 231,76 4,0
Фондоотдача, тыс. руб. (стр.1/3) руб./руб 3,47 3,6 0,13 3,7
Средняя заработная плата, (стр.5/4 / 12 мес.) тыс. руб. 23,57 23,57 - -

Итак, инвестиционный проект позволит увеличить выручку на 1622 тыс. руб. или на 4%, себестоимость вырастет на 93 тыс. руб. (0,3%), прибыль от реализации вырастет на 1529 тыс. руб., чистая прибыль увеличится на 1224 тыс. руб., рентабельность услуг составит 7,3% против 2,41% до внедрения проекта, рентабельность продаж вырастет до 5,4%, производительность труда увеличится на 231,76 тыс. руб. и составит 6024,86 тыс. руб. на человека.

Таким образом, можно сделать два важных вывода: первый — без работников, индивидуальный предприниматель не смог бы осуществить свой новый проект, ему пришлось бы нанимать сотрудника, что повлекло бы за собой не только новые финансовые затраты, но и налоговые и юридические формальности в связи со становлением ИП как работодателя; второй вывод заключается в том, что, как мы видим, идея диверсификации деятельности позволяет организации не только «поправить» своё финансовое положение, но и повысить уровень конкурентоспособности на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  2. Аксенова Т.В. Имущественная основа осуществления предпринимательской деятельности субъектами предпринимательства // Проблемы современного российского законодательства: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск; М.: РПА Минюста России, 2013. С. 109–113. С. 109
  3. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А. Г. Грязнова. — М. : Финансы и статистика, 2004. — 1168 с.
  4. Ерохина Т.В., Казаросян З.М. Общий правовой статус индивидуального предпринимателя как основа его административно-правового статуса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 1 (60) С.28-30.
  5. Коротков А. В. Управление маркетингом / А. В. Коротков, И. М. Синяева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 463 с. — С. 96
  6. Критерии малого предприятия 2017 таблица // Журнал «Главбух». — 12.10.2016. — [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.glavbukh.ru
  7. Махнушина В.Н., Шинкевич А.Н. Эволюция понятия «диверсификация» в экономической мысли // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2014. —  3. — С. 5-9 — С. 6
  8. Рубцова Н.В. Предпринимательская деятельность: понятие, общая характеристика, рисковый характер (к вопросу о дискуссии) // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 39 (49). С. 28–32. С. 29
  9. Смирнова Г.П., Стрельников А.Г. Диверсификация и малое предпринимательство как фактор экономического развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009. № 7 С.93-106. — С. 97
  10. Страхов П. В. Понятие и сущность диверсификации производства / П. В. Страхов // Экономинфо. — 2007. —  8. — С. 3–4. С. 3
  11. Титков А. Ф. Рынок ценных бумаг: словарь основных терминов и понятий / А. Ф. Титков. — Екатеринбург, 2007. — 100 с. — С. 23
  12. Ходырев В.А., Непомнящая Н.Г. Индивидуальный предприниматель в России: физическое или юридическое лицо // Инновации в науке. 2014. № 34. С. 66-77 — С. 66