Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Динамика информационного общества и ее влияние на молодежную политику.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Орлова Елена Викторовна
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2020»  (февраль, 2020)
Количество просмотров статьи: 1358
Показать PDF версию Динамика информационного общества и ее влияние на молодежную политику.

Орлова Елена Викторовна,
аспирант
Московского государственного областного университета,
Москва, Россия.
E-mail: dia.666@list.ru

Orlova Elena Viktorovna,
Graduate student
at Moscow State Regional University,
Moscow, Russia.

Аннотация. Данная статья посвящена динамике информационного общества и ее влиянию на молодежную политику. В статье приведен анализ становления и развития информационного общества на современном этапе.

Ключевые слова. Молодежь, поколение Z, информационное общество, цифровизация.

Dynamics of the information society and its impact on youth policy.

Abstract. This article focuses on the dynamics of the information society and its impact on youth policy. The article provides an analysis of the formation and development of the information society at the present stage.

Key words. Youth, generation Z, information society, digitalization.

Динамика современного информационного общества стремительна. Процесс информатизации всех сфер жизни общества проистекает в контексте глобализации, интеграции, унификации экономики, политики, социальной сферы, затрагивает культурную и духовную жизнь общества, оказывает влияние на формирование мировоззрения, миропонимания и новых ценностей. Современные концепции информационного общества предлагают новый социально-философский взгляд на развитие общественного бытия. Развитие информационно — коммуникационных технологий меняют и социальную структуру общества. Молодежь как особая социальная группа одной из первых сталкивается с изменениями.

Во второй половине ХХ века становится очевидным зарождение нового типа взаимоотношений между людьми, изменений в коммуникативной среде, расширение социальных границ, изменение мировоззренческих аспектов и т.д. Процесс формирования информационного общества не является завершенным. В связи с этим возникает ряд сложностей в определении самого термина «информационное общество». Первоначальное появление термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. В 1969 году японскому правительству были представлены отчёты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году — "План информационного общества«.[1, с. 7] .

Первоначально содержание концепции информационного общества сводилось к его технической стороне, т. е. к активизации процесса всеобщей компьютеризации, которая предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. [2, c. 35].

С развитием общества и информационно — коммуникационных технологий расширяется, уточняется и понятие «информационного общества». Рассмотрев ряд определений информационного общества, которые приведены в выводах мониторинга Минсвязи РФ 2002 года [3]; в Указе Президента РФ от 09.05.2017 N 203"О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" [4]; в учебном пособии по философии [5, с. 318]; в национальной политической энциклопедии[6]; в Глоссарий.ru [7] можно сделать вывод, что информационное общество — современный этап развития цивилизации с преобладающей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом, который имеет свои особенности и преимущества по сравнению с предшествующими этапами цивилизационного развития.

Научно-техническая революция на современном этапе подготовила смену мировоззрения. В настоящее время мы уже не представляем обыденную жизнь без элементов роботизации, внедрения искусственного интеллекта. А молодежь — то поколение, которое в научном мире получило название «цифровые аборигены». Они уже родились с компьютером в руках и в силу возраста быстрее и легче осваивают современные коммуникационные технологии. Данные тенденции охватывают все сферы жизни современного общества. Меняется и профессиональная сфера. Происходит естественное вымирание профессий, многие уходят в «диджитал», так, например, профессия бухгалтера. Важная роль отводится развитию «интеллектуального обеспечения» человеческой жизни. Речь идет не только о достойной зарплате ученым: содействие науки — одна из важнейших приоритетов в деятельности производства. На наших глазах происходит переход части человека к «информационному» обществу. Этому способствует создание сети Интернет. Информационному обществу нужен человек, способный адаптироваться к быстро меняющимся требованиям жизни, поэтому необходим навык учиться непрерывно. Отсюда универсализация, гуманизация, гибкость, информатированность — требование к образованию. В развитых странах расходы на образование растут постоянно. [8, с. 47].

Значимым критерием «качества жизни» становится и качество человека. Так, например, затраты на «индустрию здоровья» составляют уже сегодня 20% национального дохода развитых стран. Но становится очевиден кризис семьи как прежней. «ячейки общества»: резко упало число «нуклеарных семей» (мать, отец, ребенок), в США их осталось 14% от общего количества семей. Растет число одиноких, 25% работоспособного населения. Разводятся 70% вступивших в брак. Появились заменители семьи: группы, кружки по интересам, клубы знакомств, грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информации. [8, с. 47].

Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем. Для того, чтобы обеспечить всему населению планеты уровень жизни, сравнимый с американским в 1980 году., человечеству понадобилось бы в 250 раз больше олова, в 75 раз — железа, в 100 раз — меди, в 200 раз — свинца, чем производится сейчас. У планеты их нет. Поэтому ХХI век — это мир новых технологий, новых материалов. [8, с. 48].

Окружающий современного человека мир многомерен, отсюда и научная картина мира есть картина определенным образом организованного, актуально значимого для человека, ценностно-нагруженного социокультурного мира. В современной научной картине мира проблема человека реализуется в признании приоритета общечеловеческих интересов для разрешения глобальных проблем и противоречий современности.

В настоящее время трансформируется информационная культура современного человека, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее, обрабатывать, хранить и передавать. В контексте информационной культуры научная картина мира рассматривается с точки зрения того, как и насколько она служит развитию и самореализации современного человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бурно развивающаяся информационная цивилизация имеет ряд технологических, инфраструктурных, интеграционных, цифровых и пр. преимуществ, что, в свою очередь, указывает и на ее особенности. Среди особенностей можно выделить формирование особой картины мира информационной цивилизации, появление общества нового формата, «цифрового поколения» и человека поколения Z и происходящие социокультурные трансформации, требующие тщательного изучения и анализа.

Проблемы динамики информационного общества являются всеобъемлющими, затрагивают не только экономику, политику, культуру, но внутренний мир человека. Обилие доступной ежедневно информации безгранично. Человек не в состоянии осмыслить и переработать такой массив получаемой информации. Методы получения и распространения информации становятся диктаторскими. Навязывание ненужной информации, реклама, негативная информация с целью запугивания и «пустая» информация с целью отвлечения от реальных проблем, все это приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой глобальной информации. Внутренний мир человека в информационном обществе трансформируется. Появление виртуальной реальности, зачастую полностью увлекает человека. Становится очевидной проблема киберсоциализации и психологической безопасности в информационном пространстве. Перспективы развития молодежной политики, возникающие благодаря новым информационно-коммуникативным технологиям и связанные с повышением творческой насыщенности трудовой сферы, гуманизацией всей системы общественных отношений и превращением сферы личного бытия человека в главный регулятор общественного развития, не могут реализоваться автоматически, по «клику». Анализ современного информационного общества и молодежной политики крайне необходим, поскольку меняется стиль взаимодействия между людьми, общение переходит в социальные сети, вербальную коммуникацию заменяет печатное слово, чаще знаковые элементы, картинки и образы. Возникают новые социальные общности, глобализационные процессы сталкиваются с приватным жизненным миром, информационные войны и антиглобализм подрывают стабильность мирового сообщества, зомбирование общества, отсутствие новых систем ценностей в замен устаревшим, формирование «общества потребления», протест и нежелание внедрять инновации наряду с развитием искусственного интеллекта — это лишь малая часть тех проблем с которыми сталкивается современная цивилизация. Клиповое сознание современной молодежи поколения Z, погруженность в киберпространство с одной стороны и киберофобия и полный отказ от использования информационно — коммуникационных технологий, с другой стороны, ставит перед современными учеными, философами, политиками, общественными деятелями конкретные задачи по исследованию динамики информационного общества, которое будет определяться информационной системой.

Список использованной литературы

1. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.

2. Чернов А.А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества / Информация. Дипломатия. Психология; отв. ред. Ю.Б. Кашлев. М.: Известия, 2002. C. 31–50.

3. Информационные технологии. Мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга. РД 115.005-2002 (утв. Информационным письмом Минсвязи РФ от 04.03.2002 N 1341) URL: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/informacionnoe_obschestvo/ (дата обращения 13.03.2018)

4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203"О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы«.

5. Национальная политическая энциклопедия. URL: http://politike.ru/termin/informacionnoe-obschestvo.html (дата обращения 10.03.2018)

6. Служба тематических словарей Глоссарий.ru. URL: http://glossary.ru/ (дата обращения 10.03.2018)

7. Максимова В.М. В XXI век со старыми и новыми глобальными проблемами// Мировая экономика и международные отношения. −2008. — № 10.

8. Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. — с. 328

Referenses

1. Varakin L. E. Global Information Society: Development Criteria and Socio-Economic Aspects. Acad. of communications, 2001. — 43 s, il.

2. Chernov A.A. Main historical and theoretical stages of development of concepts of the global information society/Information. Diplomacy. Psychology; отв. edition Yu.B. Kashlev. M.: News, 2002. C. 31–50.

3. Information technologies. Monitoring of informatization of Russia. Basic provisions of monitoring. RD 115.005-2002 (утв. Information letter of the Ministry of Communications of the Russian Federation dated 04.03.2002 N 1341) URL: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/informacionnoe_obschestvo/ (date of circulation 13.03.2018)

4. The decree of the Russian President of 09.05.2017 N 203 «About the Development strategy of information society in the Russian Federation for 2017 — 2030».

5. National political encyclopedia. URL: http://politike.ru/termin/informacionnoe-obschestvo.html (date of appeal 10.03.2018)

6. Глоссарий.ru Theme Dictionary Service. URL: http://glossary.ru/ (date of appeal 10.03.2018)

7. Maksimova V.M. In the 21st century with old and new global problems//World economy and international relations. −2008. — № 10.

8. Kalny I.I. Philosophy: Tutorial. — Simferopol: Business-Inform, 2002. — p. 328