Евразийский
научный
журнал

Дидактические игры и их значение в учебном процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Культяева Людмила Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 5613
Показать PDF версию Дидактические игры и их значение в учебном процессе

Работа учителя истории и обществознания МОУ « СОШ№ 102» г. Саратова
Культяевой Людмилы Владимировны. 2016 год.
profcom102@yandex.ru

В настоящее время особое внимание мы должны уделять развитию творческой познавательной активности и интереса у школьников к предметам, особенно гуманитарным, которые формируют мировоззрение будущего гражданина. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Не любая технология в высокой степени , обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
  • Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
  • Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Практическая значимость работы весьма весома. Знакомство с данным видом деятельности может увеличить эффективность процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам». При этом для подростка в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача—найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действия в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, сколь важны эти качества—организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. — для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Сегодня мы активно участвуем в формировании человека будущего. Учителя , как и родители, должны помочь стать сегодняшним школьникам успешными, реализовавшимися в обществе, компетентными во взрослой жизни. Применение игровых технологий – один из самых эффективных способов достижения этой цели.