Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Квадяева Евгения Борисовна
Студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула
evgenya.kvadyaeva@yandex.ru
С каждым годом у детей развивается способность к обобщению, к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения у младших школьников становятся все более логичными. До школы дети нередко могут категорически утверждать что-то явно неправильное. В процессе обучения они постепенно освобождаются от этой склонности. В их речи появляются условные и предположительные рассуждения, мало свойственные детям дошкольного возраста. По мере обучения в школе и расширения жизненного опыта понятия у детей тоже развиваются, становятся более правильными.
Для проверки теоретических положений данного исследования мной была организована опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей мышления у детей младшего школьного возраста осуществлялась на базе МБОУ ЦО № 6. В эксперименте приняли участие 10 учеников 2 класса.
Для изучения особенностей мышления у детей младшего школьного возраста была разработана диагностическая программа, включающая методики, представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая программа изучения особенностей мышления у детей младшего школьного возраста
№№ п/п | Название методики | Цель методики |
1 | Диагностика уровня развития мышления школьника | изучение уровня развития логического мышления |
2 | Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах | определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах |
3 | Формирование понятий | определить уровень развития у детей способности выявлять признаки, которые входят в задуманное экспериментатором понятие. |
4 | Исключи слова | исследовании аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей младшего школьного возраста, их умения выделять и строить обобщения понятий |
5 | Исключение понятий | выявить уровень развития процессов обобщения и отвлечения |
В результате проведения методики диагностики уровня развития мышления школьника А.З. Зака установлено, что у большинства испытуемых выявлен средний уровень развития логического мышления (70%).
Диагностика по методике по определению понятий, выяснению причин, выявлению сходства и различий в объектах показала, что в экспериментальной группе выявлено 40% участников с высоким уровнем развития мыслительных операций, у 50% испытуемых выявлен средний уровень и у 10% - низкий.
Результаты диагностики по методике «Формирование понятий» продемонстрировали, что у 40% участников выявлен средний уровень развития процесса формирования понятий.
Диагностика по методике «Исключи слова» показала, что у половины испытуемых результаты диагностики соответствуют среднему уровню, эти участники выполнили большинство заданий, но обобщающие понятия смогли подобрать только с помощью экспериментатора.
У 50% в результате диагностики по методике «Исключение понятий» определен средний уровень, при котором обобщение осуществляется на основе функциональных признаков. 30% испытуемых испытали серьезные затруднения, при выполнении данного задания, допуская ошибки при исключении лишнего понятия и при обобщении оставшихся понятий.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей мышления у детей младшего школьного возраста было выявлено, особенности развития мышления проявляются в том, что младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал, ему доступны выполнение действий в уме, такие операции как обобщение, определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, исключение понятий. Однако, большинству участников эксперимента для успешного выполнения этих операций требуется стимулирующее или корректирующее воздействие.
Эти результаты подтвердили гипотезу, согласно которой для изучения особенностей мышления у детей младшего школьного возраста могут быть использованы следующие методики:
Я полагаю, что организация коррекционной работы, направленной на формирование мыслительных операций, будет способствовать развитию у детей младшего школьного возраста логического мышления.