Евразийский
научный
журнал

Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Коновалова Елена Петровна, Бочарникова Анна Прокофьевна, Комкова Елена Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2374
Показать PDF версию Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников

Бочарникова А.П.,
Коновалова Е.П.,
Комкова Е.Ю.,

МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
г. Старый Оскол. Белгородская обл.

Аннотация: Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на основе системно — деятельностного подхода, так как деятельность является основой, средством и условием развития человека любого возраста. Деятельностный подход основывается на принципе единства познания, переживания и действия и принципе доступности. Познание и переживание осуществляются и развиваются в деятельности. Рассматривать эти процессы необходимо через призму развития личности дошкольника.

В центре системы дошкольного экологического образования находится процесс развития познавательной деятельности детей в природном и социокультурном окружении, что обеспечивает не только единство чувственного, рационального и действенного, но и позволяет проектировать процесс воспитания экологической культуры у детей с опорой на их индивидуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое образование в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека, стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно — психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И теперь возникла необходимость воспитывать бережное отношение к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её — дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему. Экологическая воспитанность, любовь к природе означает понимание и познание природы. Можно придать наблюдениям экологический характер, если включить вопросы, направленные на выявление связи наблюдаемого объекта с другими представителями живой природы. ФГОС ДО, программы дошкольного образования рекомендуют использование в работе с детьми познавательно — исследовательской деятельности, которое можно определить как целенаправленное восприятие ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты (экспериментирование). В работе с детьми при организации познавательно — исследовательской деятельности используем наблюдения за животными, птицами, насекомыми, а также за сезонными изменениями в природе. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В наше время основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с родом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Таким образом, именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.