Евразийский
научный
журнал

Дети с ограниченными возможностями в едином образовательном пространстве

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зайцева Светлана Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1413
Показать PDF версию Дети с ограниченными возможностями в едином образовательном пространстве

Зайцева Светлана Ивановна
E-mail: Svetlana.zajtseva69@mail.ru

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и по возрасту, по полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализация гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а так же дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

Политические, экономические и социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, миграции населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц и учреждений за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления, социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и разработки единой системы реабилитации.

Главная задача на сегодняшний момент — при комплексном взаимодействии различных государственных общественных структур достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой вклад в развитие экономики страны.

Специалисты, работающие с инвалидами выделили следующие проблемы, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом в нашей стране:

1) социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей-опекунов;

2) при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;

3) выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

4) трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.) что приводит к полной изоляции инвалида.

5) отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями).

6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа: инвалид-болезненный,,)

7) отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации

Итак, инвалидность это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными отклонениями.

Патологические процессы, развивающиеся у детей с ограниченными возможностями с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой — вызывают комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью, или наоборот эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальным поведением.

К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у детей с ограниченными возможностями относятся:

А) эмоциональная вялость;

Б) апатичность;

В) полная зависимость от опекающих лиц;

Г) невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, в том числе направленной на коррекцию собственного состояния;

Д) невысокий адаптивный потенциал.

С точки зрения жизненной ситуации для детей с ограниченными возможностями характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворенность своим положением которая связана прежде всего с одиночеством, с наличием проблем приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта. В дальнейшем для этих детей затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Ребенок —инвалид часто воспитывается в семье с выраженными проблемами.

Главной задачей работы с детьми с ОВЗ является я их реабилитация. Под реабилитацией следует понимать совместную деятельность детей-инвалидов, медицинских работников, семьи, школы , социальных работников по обучению детей-инвалидов для достижения им по возможности высокого уровня социальной активности.