Евразийский
научный
журнал

Деловая игра как средство обучения иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томашук Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2019»  (декабрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 641
Показать PDF версию Деловая игра как средство обучения иностранному языку

Томашук Наталья Владимировна
старший преподаватель
кафедры теории и практики английского языка,
ГГУ имени Ф.Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь

В статье рассматривается деловая игра как одно из наиболее эффективных средств обучения иностранному языку, а так же как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка. В статье представлены основные характеристики деловой игры, структура и этапы её проведения, соблюдение которых позволит достичь положительных результатов в обучении иностранному языку.

Мотивация играет одну из наиболее важных ролей в изучении иностранного языка. На сегодняшний день существуют различные формы и средства, способствующие повышению мотивации учащихся, эффективно влияющие на результат процесса образования. Среди них традиционно особое внимание уделяется игровым методам.

Но что же такое игра? Игра — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. В какой-то степени вся наша жизнь и есть игра, в которой каждому из нас отводятся определённые роли (роль заботливой матери, выдающегося педагога, учащегося или руководителя и т.д.).

Рассмотрим деловую игру, которая является одним из наиболее эффективных методов обучения. Деловая игра — это способ активизации мыслительной деятельности на занятии и стимуляции учебного процесса, который способствует:

· формированию языковых навыков и развитию речевых умений;

· развитию коммуникативных умений;

· запоминанию речевого материала;

· развитию внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес учащихся к изучаемому предмету, повышает степень усвоения ими материала. Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления.

Основные характеристики деловой игры:

· процесс обучения характеризуется максимальной приближенностью к реальности;

· в деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности, при этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией;

· в деловой игре одними из ведущих является прин­цип диалогического общения участников;

· деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества;

· игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации, дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.

Структура деловой игры

1. Цели. Основной учебной целью применения деловых игр при обучении устной речи на иностранном языке является развитие умений говорения, а так же порождение творческого мышления, выработка установки на практическое использование, воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми. При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов: Для чего проводится данная деловая игра? Для какой категории обучаемых? Чему именно следует их обучать? Какие результаты должны быть достигнуты?

2. Следующим компонентом является лексико-грамматический материал (тексты, грамматические структуры, слова, выражения, клише), составляющий языковую базу речевой деятельности деловой игры.

3. Сценарий игры. Основной задачей на этапе разработки деловой игры является подготовка сценария игры. Сценарий — это описание действий участников игры, их отношения, взаимодействия.

4. Предмет деятельности участников игры.

5. Роли и функции игроков.

6. Правила игры. В правилах игры отражаются следующие моменты: временная регламентация этапов игры, нормы поведения игроков во время выполнения игровых заданий и совместной игровой деятельности.

7. Система оценивания включает анализ иноязычного речевого поведения учащихся, качественную характеристику иноязычной деятельности.

Этапы деловой игры:

1. Организационно-методический этап. Данный этап представляет собой работу учителя организатора до игры и включает такие компоненты как: цели, сценарий игры, лексико-грамматический материал.

2. Введение в игру. Постановка целей, задач.

3. Изучение ситуации.

4. Разделение участников на группы, определение роли и функции игроков.

5. Пояснение правил.

6. Игровой процесс.

7. Подведение итогов деловой игры. Анализ деятельности учащихся.

Приведем пример проведения деловой игры на старшем этапе обучения иностранному языку по теме «Экология».

Класс является местом проведения международного заседания по поводу улучшения экологической ситуации на планете. На данное заседание были приглашены представители различных стран, которые затронула данная проблема. От них требуется найти оптимальное решение, чтобы улучшить экологию на планете.

Класс делится на равные группы, каждая группа представляет отдельную страну, одна группа является экспертами в области экологии. Именно от экспертов зависит окончательное решение. Вначале заседания представители дают краткую информацию о своих странах. Рассказывают о количестве промышленных объектов, а также называют другие причины, которые могли привести к мировым проблемам с экологией. Эксперты внимательно слушают представителей и задают им вопросы. Затем каждая страна выступает со своим решением данной проблемы. Эксперты внимательно их слушают, и также задают вопросы. Затем экспертная комиссия совещается по поводу того, какая из стран предлагает наиболее оптимальное решение, а также вносит поправки и затем оглашает своё решение. Экспертная комиссия предлагает три варианта решения экологической проблемы. Задача представителей стран выбрать один вариант, а также объяснить, почему они выбрали именного его и доказать, что каждая страна сможет и способна сыграть значительную роль в реализации данного плана. Выслушав мнение стран, эксперты принимают решение. В процессе деловой игры преподаватель контролирует деятельность учащихся.

В заключении следует отметить, что деловая игра действительно является эффективным методом обучения иностранным языкам. Она является отличным средством мотивации, помогает разнообразить урок, улучшает память, мышление, помогает активизировать и улучшить словарный запас, делает коллектив более сплочённым и развивает творческое мышление. Но если преподаватель решает провести урок, используя деловую игру как средство обучения, тогда следует очень тщательно подготовиться к уроку. Во-первых, как уже было сказано, преподавателю необходимо ответить на следующие вопросы: Для чего проводится данная деловая игра? Для какой категории обучаемых? Чему именно следует их обучать? Какие результаты должны быть достигнуты? Во-вторых, тщательно продумать структуру игры, продумать, какому из учащихся больше подходит та или иная роль, также необходимо распределить время игры. Перед игрой преподавателю нужно объяснить правила и ход игры, распределить роли, затем идёт непосредственно сама игра, после которой должно остаться время на анализ деловой игры, анализ деятельности каждого учащегося и пояснение ошибок. Если следовать всем выше перечисленным правилам в ходе подготовки к игре, то результат окажется только положительным и все поставленные цели будут достигнуты.