Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Ассоциативно-синектическая технология: новый опыт творческого развития детей дошкольного возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Русакова Валентина Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2023»  (февраль, 2023)
Количество просмотров статьи: 286
Показать PDF версию Ассоциативно-синектическая технология: новый опыт творческого развития детей дошкольного возраста

Русакова Валентина Александровна
воспитатель,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №32,
Россия, Екатеринбург
E-mail: rusakowavalya@yandex.ru

Аннотация: в статье представлен опыт работы в области творческого развития детей дошкольного возраста, охарактеризована творческая деятельность, предложены задания для детей, затронуты следующие понятия: комплексный подход, творчество, дошкольный возраст, ассоциативно-синектическая технология, инновационная деятельность, креативность.

Мир вокруг нас стремительно развивается, педагогические достижения тоже не стоят на месте. Любая современная образовательная организация не представляет себя без опоры на научные открытия, без внедрения новых педагогических технологий. Наступило время инноваций в образовательной среде. Человек стремится реализовать себя и внедрить свои идеи во благо обществу.

Участие в инновационной деятельности позволяет повысить интерес ребенка к окружающему миру, развить инициативность, самостоятельность, познавательную активность. Развиваются психические процессы — обогащается память, речь, активизируется мышление, умственные способности. Постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, необходимость давать отчет об увиденном, вновь придуманном, формулировать обнаруженные закономерности, новые способы применения каких-либо вещей; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Инновационные процессы не обошли стороной и наш детский сад. Вот уже несколько лет МАДОУ № 32 имеет статус муниципальной экспериментальной площадки в рамках реализации проекта «Детская академия изобретательства».

Цель: Обеспечение условий для развития творческих способностей и изобретательства детей дошкольного возраста на основе современных педагогических технологий и с учетом передовых тенденций в научно-технической сфере.

Участие в данном проекте потребовало внесения изменений в работу всей образовательной организации: создание авторских программ, современных методик и технологий, творческих групп, новое планирование в соответствии с актуальными стандартами, подбор литературы, совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Инновационная деятельность, в ракурсе развития познавательной деятельности, прослеживается в определении тем самообразования педагогов.

Основное средство реализации проекта: ассоциативно-синектическая технология (АСТ), обеспечивающая комплексное гармоничное развитие творческих способностей детей сразу в нескольких основных видах творческой деятельности: вербальной, изобразительной и технико-технологической.

Отличительная особенность технологии в том, что детям предлагается комплекс творческих приемов и способов организации продуктивной деятельности. Для получения изобретения дети и взрослый погружаются в процесс конструирования или комбинирования собственных авторских стихов на основе имеющегося опыта (например, знания литературных жанров и произведений детских писателей). Данный подход осуществляется в пересечении с изобразительной деятельностью.

Творчество детей и взрослых, предполагающее послужить основой для будущего изобретения, должно содержать следующие характеристики:

1) ритмичность (когда продукты художественного творчества содержат в себе повторяющиеся детали);

2) комбинирование (когда во вновь созданном произведении угадываются отсылки на знакомые стихи, песни, сказки, картины, фотографии других авторов);

3) интегрирование (связь с различными видами деятельности: образовательной, спортивной, игровой, трудовой и т.д.);

4) фантазирование (когда на основе образов известных произведений, выдумываются новые сюжеты, герои, ситуации);

5) «связывание» (когда новый предмет должен дополнить найденный образ или новый образ требует изменить предназначение предмета).

Процесс организации образовательно-воспитательной деятельности дошкольников с применением ассоциативно-синектической технологии развития творческих способностей должен быть прежде всего интересным для детей. Без разнообразия методов и приемов, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности воспитанников не обойтись. Что можно предложить детям:

· чтение художественной, научной литературы, слушание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов, знакомство с художниками и т.п. с целью обогатить опыт, найти новые смыслы, идеи, «поймать» творческое настроение;

· эксперимент, задача, проблемная ситуация — все, что требует самостоятельное нахождение ребенком решения;

· ответы на «абсурдные» вопросы — «А если бы...?» (А если бы Земля была квадратной? А если бы люди не умели говорить?);

· внесение в привычную среду новых объектов или персонажей и наоборот;

· продолжение стихов, рассказов, сказок;

· придумывание рифмы к словам;

· игра в ассоциации;

· придумывание слов на отдельную тему;

· придумывание новых слов, движений, знаков, животных, миров;

· отгадывание ребусов, зашифрованных рисунков, кроссвордов, загадок, головоломок;

· алгоритмическое рисование;

· дорисовывание объекта или предмета;

· рисование несуществующих объектов и предметов, фантастических миров;

· рисование с закрытыми глазам («Слепой художник»);

· комбинирование частей тела разных животных, частей различных предметов;

· конструирование как можно большего количества предметов из определенного набора материалов;

· игра-путешествие (создание мира, персонажей, жилищ, транспорта, продумывание климата и т.д. с последующим развитием событий).

Чтобы добиться положительного результата в данной области педагоги, входящие в состав творческой инициативной группы детского сада, разрабатывают и внедряют в образовательный процесс свои авторские проекты. Один из таких проектов «Маленькие авторы больших историй». В рамках проекта АС-технология стала неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.

Для начала мы посмотрели несколько познавательных мультфильмов и сделали к ним иллюстрации. Больше всего интереса вызвал у детей веселый и поучительный мультсериал «Аркадий Паровозов спешит на помощь» о том, как такие же ребята как они попадают в опасные переделки, учатся преодолевать свои страхи и соблюдать правила безопасного поведения. Кроме присутствия проблемной ситуации следует отметить, что каждая серия подается в стихотворной форме. На основе этого мультфильма детьми было придумано стихотворение в аналогичном стиле:

Наша Маша, наша Маша любит спичками играть,

Ничего не хочет слышать, ничего не хочет знать.

Мама с папой на работу поспешили убежать,

Нашу Машу с братом Пашей не боялись оставлять.

И наш Паша, ну конечно, он играть пошёл во двор,

А вот Маша поспешила сразу к спичкам —

Бах — пожар!

Ну и Паша ну конечно сразу к Маше побежал,

И пожарных сразу вызвал, номер 01 набрал.

Ну и вам урок, ребята, точно помните всегда:

Спички брать без спроса взрослых

Ну конечно же нельзя!

Еще одно небольшое стихотворение, на его создание детей вдохновили загадки и изобретение собственной настольной игры с оригинальными заданиями на карточках:

Прячьтесь звери и ребятки,

Слон идет — он не простой.

Тот, кто не сыграет в прятки

Станет для него едой.

Толстый миленький слоненок

Моментально станет злой:

Он затопает ногами,

Закачает головой.

В лес волшебный унесет,

И никто вас не спасет.

А вот результат интеграции творчества и спорта. На разминке мы предложили детям разные задания: изобразить животных, представить и показать на своем примере какой вид спорта подходит тому или иному животному; подумать над тем, какое животное могло бы оказаться самым спортивным. Наш вариант таков:

Сколько ног у осьминога?

Много, много, много, много...

Вот идёт он по дороге,

Ставит ноги так и сяк.

Это вам серьёзный парень,

Не какой-нибудь червяк!

Выворачивайте ноги

Много, много, много раз!

Станете как осьминоги —

Всё успеете за час!

Ну а если не стараться,

С спортом вовсе не дружить —

Будут ноги заплетаться

И крутиться, и болтаться,

И тащиться, и кататься...

Будет невозможно жить!

Здесь можно порассуждать и над тем, какие спортивные атрибуты понадобятся животному в зависимости от его размера, образа жизни, внешнего вида. Подумать из чего можно изготовить подходящий инвентарь, попробовать воплотить идею. У нас, например, получился новый дыхательный тренажер.

Цель применения ассоциативно-синектической технологии считается достигнутой, если у учащихся (в нашем случае воспитанников) появляется интерес к самостоятельному продолжению творческой деятельности, в том числе к самостоятельному творчеству [4 с. 75].

Творческое развитие должно выступать одним из приоритетных направлений работы дошкольной образовательной организации, потому что оно помогает становлению основных качеств личности, познавательной активности, креативности, самостоятельности, трудолюбия, гибкости.

«Вы скажете, что фантазировать и придумывать желания любой человек может и без технологии. Не будем спорить, это так. Но только немногие люди придумывают такие фантазии и такие желания, которые становятся интересными и полезными для многих и многих людей. Такие выдумщики становятся интересными другим людям, становятся известными изобретателями и учеными, поэтами и писателями, художниками, дизайнерами и композиторами» [3, с. 4].

Обществу нужны успешные, инициативные, творческие люди и поэтому наша цель — найти талантливых детей и помочь расцвести их таланту в полную силу.

Список литературы:

1. Берестова О.Н. Обеспечение качества инновационной деятельности в ДОУ. Журнал «Воспитатель» № 3 2011 — 128с.

2. Новосёлов С.А. Ассоциативно-синектическая технология развития сотворчества субъектов образовательного процесса // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. № 2, 2012 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativno-sinekticheskaya-tehnologiya-razvitiya-sotvorchestva-subektov-obrazovatelnogo-protsessa

3. Новоселов С.А. Попова Л.С. Технология творчества для детей или АС — технология Екатеринбург, 2013 — 39с.

4. Педагогическое образование и наука, № 1, 2011, C. 72-76 URL: https://library.by/portalus/modules/pedagogics/readme.php?subaction=showfull&id=1413384505&archive=&start_from=&ucat=&