Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Арфа в творчестве А.Хинастера

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Крячкова Злата Сергеевна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2021»  (июль, 2021)
Количество просмотров статьи: 1003
Показать PDF версию Арфа в творчестве А.Хинастера

Крячкова Злата Сергеевна / Kryachkova Zlata Sergeevna
Узбекистан,Ташкент / Uzbekistan, Tashkent

Аннотация: В статье рассмотрена роль арфы в творчестве А.Хинастера на примере «Концерта для арфы с оркестром».

Abstract: The article discusses the role of the harp in the work of Ginastera’s harp concerto.

Ключевые слова: Хинастера , арфа, концерт, музыка, композитор.

Key Words: Ginastera, harp, concert, music, composer.

Альеберто Хинастера — выдающийся аргентинский композитор, родившийся в 1906 году. Один из самых ярких музыкантов Латинской Америки.

Ярким примером его творчества является «Концерт для арфы с оркестром», написанный в 1959 году. Концерт был написан для арфистки Эдны Филлипс, но к моменту окончания работы над произведением, в силу сложившихся обстоятельств, концерт был исполнен Никанором Забалета с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди в 1965 году.

Произведение является не типичным для арфистов и показывает совершенно другие, новые стороны инструмента. Размер первой части концерт ¾ (6/8). Оркестровое вступление у первых скрипок и альтов идет на ¾, в то время как у вторых, виолончелей, контрабасов и духовой группы явные 6/8. Размер в арфовой партии, судя по ритмическим рисункам, постоянно меняется. И это тенденция сохраняется на протяжении практически всей первой части, что является определенной сложностью для солиста. После вступления идет лирическая тема у арфы, напоминающая испанскую мелодию, плавно переходящая в арфовые пассажи в верхнем и среднем регистре, которые аккуратно сопровождаются длинными нотами струнной группы оркестра. Вся первая часть построена на поочередном сопоставлении быстрых и медленных эпизодов. Ярким эпизодом 1 части является середина, где автор использовал «приём дойры» у солиста. До А.Хинастера данный прием не использовался в арфовых концертах. Заканчивается первая часть лирической темой, использованной в начале, но уже в другой обработке. Она более кристальная и спокойная, благодаря использованию флажолетов у арфы.

Вторая часть начинается с темы оркестра- сначала в верхнем регистре, затем среднем и нижнем. Арфовое вступление идет без сопровождения оркестра и в более быстром темпе. Две темы поочередно проходят у оркестра и солиста 3 раза, и на 4 соединяются вместе. Вся вторая часть наполнена большим количеством мелизмов в партии солиста, что тоже не совсем обычно для арфового произведения. Основная тема видоизменяется на протяжении всей части — проходит в разных октавах, исполняется разными приёмами (флажолеты, арпеджио, аккорды). Автор старается показать, как можно больше возможностей инструмента.

Третья часть начинается с большой каденции. Она вся состоит из огромного количества пассажей и глиссандо. Здесь автор использовал приемы «педальное глиссандо», «свистящие звуки», «звуковой поток Эола». Каденция переходит в третью часть и сразу начинается с народно- танцевальной мелодии, которая видоизменяется на протяжении всей части. Постоянные переклички между солистом и оркестром. В этой части также присутствует смена размеров, и довольно часто.

А.Хинастера удалось сохранить прозрачность всего произведения, добиться звучности каждого инструмента и каждой темы, несмотря на огромнейший для солирующей арфы, состав оркестра (пикколо, две флейты, два гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 тромбона, литавры, 3 тамбурина, ксилофон и челеста).

Арфовый концерт Альберто Хинастера — является самым необычным, сложным и эффектным произведением для арфы, и занимает достойное место в репертуаре арфистов.

Литература:

  1. В.Дулова «Искусство игры на арфе», стр.176
  2. Н.Покровская «История исполнительства на арфе»
  3. http://www.bach-cantatas.com/Bio/Zabaleta-Nicanor