Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Болдырева Лариса Васильевна
преподаватель высшей квалификационной категории,
ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»
г. Кисловодск
Аннотация: В процессе обучения и его организации существует чёткая направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор современного подхода к организации процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.
Ключевые слова: Учебная деятельность, организация учебного процесса, компетентностный подход.
Современная система среднего профессионального образования вступила в новую фазу своего развития. Оно связывается не только с официальным изменением статуса «профессиональной образовательной организации», но и содержания деятельности. Подготовка специалистов должна быть ориентирована на формирование общих и профессиональных компетенций, которые, как известно, составляют приоритет профессионального образования [3, с. 46].
Нами были рассмотрены основные подходы к организации учебной деятельности, что позволило условно поделить их на три группы:
1. процессуально-содержательная, связанная с взаимодействием преподавателя (педагога) и студента (обучающегося) по усвоению содержания образования (модульный подход, проектный подход);
2. профессионально-технологическая, обеспечивающая владение интерактивными технологиями, а также технологиями оценивания результатов учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности (балльно-рейтинговая система, задачное обучение);
3. организационно-исполнительская, связанная с деятельностью студентов (обучающихся) по усвоению содержания образования, самоорганизацией по формированию профессиональных и личностных компетенций: речь в данном случае идет об учебно-исследовательском, научно-исследовательском, проектном обучении. Организация самостоятельной работы в данном контексте является своеобразным инструментальным ядром.
В связи с действующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в системе среднего профессионального образования возникла необходимость замены понятия «квалифицированный специалист» понятием «компетентный специалист», что стало возможным благодаря внедрению компетентностного подхода в учебную деятельность колледжа [2].
Компетентностный подход предполагает усвоение студентом не отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [1, с. 43].
В таблице 1. представлены основные отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного.
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения: · Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования. | Цель обучения: · Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции). |
Формула результата образования: · «Знаю, что». | Формула результата образования: · «Знаю, как». |
Характер образовательного процесса: · Репродуктивный. | Характер образовательного процесса: · Продуктивный. |
Доминирующий компонент процесса: · Контроль. | Доминирующий компонент процесса: · Практика и самостоятельная работа. |
Характер контрольных процессов: · Статистические методы оценки учебных достижений. | Характер контрольных процессов: · Комплексная отметка учебных достижений (портфолио — продукт творческого обучения). |
Таким образом, вступление системы среднего профессионального образования в новую фазу своего развития предопределило акцентуацию методологических и образовательных приоритетов. Методологическая доминанта представлена преимущественно компетентностным подходом, ориентированным на общее и профессиональное развитие будущего специалиста. Дидактические (контекстное обучение, учебно-исследовательская, проектная, научно-исследовательская деятельность) и профессионально-методические подходы (технологии портфолио, «кейс-стади», фасилитация и др.) подчинены в целом идее компетентностного подхода, поскольку их миссия связана с повышением уровня профессиональной квалификации преподавателя, оптимизацией содержания профессионального образования, повышением его результативности.
Список литературы: