Евразийский
научный
журнал

Анализ существующих подходов к организации учебной деятельности в среднем профессиональном образовании

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Болдырева Лариса Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2123
Показать PDF версию Анализ существующих подходов к организации учебной деятельности в среднем профессиональном образовании

Болдырева Лариса Васильевна
преподаватель высшей квалификационной категории,
ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»
г. Кисловодск

Аннотация: В процессе обучения и его организации существует чёткая направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор современного подхода к организации процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.

Ключевые слова: Учебная деятельность, организация учебного процесса, компетентностный подход.

Современная система среднего профессионального образования вступила в новую фазу своего развития. Оно связывается не только с официальным изменением статуса «профессиональной образовательной организации», но и содержания деятельности. Подготовка специалистов должна быть ориентирована на формирование общих и профессиональных компетенций, которые, как известно, составляют приоритет профессионального образования [3, с. 46].

Нами были рассмотрены основные подходы к организации учебной деятельности, что позволило условно поделить их на три группы:

1. процессуально-содержательная, связанная с взаимодействием преподавателя (педагога) и студента (обучающегося) по усвоению содержания образования (модульный подход, проектный подход);

2. профессионально-технологическая, обеспечивающая владение интерактивными технологиями, а также технологиями оценивания результатов учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности (балльно-рейтинговая система, задачное обучение);

3. организационно-исполнительская, связанная с деятельностью студентов (обучающихся) по усвоению содержания образования, самоорганизацией по формированию профессиональных и личностных компетенций: речь в данном случае идет об учебно-исследовательском, научно-исследовательском, проектном обучении. Организация самостоятельной работы в данном контексте является своеобразным инструментальным ядром.

В связи с действующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в системе среднего профессионального образования возникла необходимость замены понятия «квалифицированный специалист» понятием «компетентный специалист», что стало возможным благодаря внедрению компетентностного подхода в учебную деятельность колледжа [2].

Компетентностный подход предполагает усвоение студентом не отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [1, с. 43].

В таблице 1. представлены основные отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного.

Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения: · Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования. Цель обучения: · Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции).
Формула результата образования: · «Знаю, что». Формула результата образования: · «Знаю, как».
Характер образовательного процесса: · Репродуктивный. Характер образовательного процесса: · Продуктивный.
Доминирующий компонент процесса: · Контроль. Доминирующий компонент процесса: · Практика и самостоятельная работа.
Характер контрольных процессов: · Статистические методы оценки учебных достижений. Характер контрольных процессов: · Комплексная отметка учебных достижений (портфолио — продукт творческого обучения).

Таким образом, вступление системы среднего профессионального образования в новую фазу своего развития предопределило акцентуацию методологических и образовательных приоритетов. Методологическая доминанта представлена преимущественно компетентностным подходом, ориентированным на общее и профессиональное развитие будущего специалиста. Дидактические (контекстное обучение, учебно-исследовательская, проектная, научно-исследовательская деятельность) и профессионально-методические подходы (технологии портфолио, «кейс-стади», фасилитация и др.) подчинены в целом идее компетентностного подхода, поскольку их миссия связана с повышением уровня профессиональной квалификации преподавателя, оптимизацией содержания профессионального образования, повышением его результативности.

Список литературы:

  1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход // А.В. Баранников — М., 2015. — 122 с.
  2. Демин В.М. Модернизация среднего профессионального образования: пути опережающего развития // В.М. Демин. — Казанский педагогический журнал. — № 1. — 2013. — С. 3-15.
  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов и аспирантов педагогических вузов // В.В. Краевский. Волгоградский государственный педагогический университет. — М.: Перемена, 2013, — 386 с.