Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Анализ современного состояния рынка клининговых услуг в Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зависнов Эдуард
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2022»  (сентябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 679
Показать PDF версию Анализ современного состояния рынка клининговых услуг в Российской Федерации

Зависнов Эдуард Викторович
Аспирант МФЮА, Россия, г. Москва
E-mail: ZAVISNOV@WWWCOM.RU

В Российской Федерации рынок клининга начал формироваться в 1992-1994 годах, 90-е годы характеризуются достаточно высокими темпами роста клининговых услуг.

В 2000 году была зарегистрирована Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК)[95], с целью формирования цивилизованного рынка клининговых услуг в России.

Ассоциация Российских Уборочных Компаний (АРУК) и НАФО (Национальная ассоциация фасилити операторов) в 2019 году объединяются в саморегулируемую организацию «Ассоциация клининговых и фасилити операторов» которая является основной площадкой для участников рынка фасилити в России, желающих работать прозрачно и добросовестно, уплачивая все необходимые по законодательству налоги. На сегодняшний день членами Ассоциации являются все основные предприятия отрасли, которые понимают, что жить в старой парадигме ведения бизнеса уже невозможно. Ключевой задачей на ближайший период является обеление бизнеса.

Важным событием является принятие в 2004 году ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия«[104]. В настоящее время вышеуказанный стандарт заменен стандартом ГОСТ Р 51870-2014 [97].

С 2004 года клининговые услуги динамично развивающаяся сфера оказания услуг.

Распределение клининговых услуг между сегментами рынка по состоянию на 01.01.2022 года выгладит следующим образом, рисунок 3.


Рисунок 3 — Распределение клининговых услуг между сегмантами рынка.

По данным «Анализа клинига в России» подготовленного BusinesStat [103] в 2022 году, выручка клининговых компаний за период с 2017 по 2019 год выросла на 17%, с 80,7 до 94,3 млрд рублей.

Выручка клининговых компаний за период с 2017 г. по 2021 г. представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 — Выручка клининговых компаний за период с 2017 г. по 2021 г.

Основной прирост оборота рынка произшел в 2019 году, это связано с «обелением» рынка клинига. Для компаний — членов АКФО (Ассоциация клининговых и фасилити операторов) которые декларировали в 2019 году «чистые показатели», была предусмотрена «налоговая амнистия» за предыдущие периоды.

Количество фирм-однодневок в результате совместной работы ФНС с правоохранительными органами, Центральным Банком и Росфинмониторингом снизилось до 4% от числа зарегистрированных компаний. А применение цифровых технологий и развитие аналитических инструментов Службы позволило разработать стандарт по реализации отраслевых проектов пресечения схем необоснованной налоговой оптимизации. Обеление клининговой отрасли, проводимое совместно с Ассоциацией клининговых и фасилити операторов, — один из них.

В рамках отраслевого проекта ФНС России по повышению прозрачности рынка клининговых услуг и технической эксплуатации создан информационный ресурс «фасилити-операторов» расположенный по адресу: https//фм.радо.рус/[96].

Начиная с 2020 года ФНС РФ осуществляет информационную рассылку клининговым компаниям. Приведу пример информационного письма:

«Инспекция ФНС России № 28 по г. Москве в рамках проведения отраслевого проекта по повышению прозрачности рынка клининговых услуг, технической эксплуатации и аутсорсинга сообщает следующее.

По результатам мониторинга, осуществляемого в рамках проекта, Ваша организация отразила в декларациях показатели, свидетельствующие о добросовестности исполнения налоговых обязательств.

Для компаний, исполняющих надлежащим образом услуги на рынке клининговых услуг, технической эксплуатации и аутсорсингафункционирует ресурс БелыйФМ, созданный СРО АКФО при поддержке Федеральной налоговой службыи Объединенного экспертного совета четырех крупнейших бизнес-объединений России (ОПОРА РОССИИ, „Деловая Россия“, ТПП РФ, РСПП).

Компания, оказывающая клининговые услуги и услуги технической эксплуатации может стать участником Реестра БелыйФМ в случае предоставления в налоговый орган согласия на признание части показателей налоговых деклараций, составляющих налоговую тайну, общедоступными и соответствия целевым нормативам, основанным на экспертной оценке налоговой нагрузки предприятия.

Благодаря информации, размещенной на онлайн-сервисе БелыйФМ.рф, участники реестра смогут демонстрировать заказчикам свою налоговую прозрачность при обосновании коммерческих предложений, что может послужить ключевым фактором при выборе именно данного участника в качестве поставщика соответствующих услуг.

Для включения компании в состав участников реестра БелыйФМ необходимо подготовить пакет документов, который Вы найдете на сайте белыйфм.рф в разделе „Как стать участником“ и направить его на почту reestr@whitefacility.ru.».

В 2020 году оборот клининговых компаний сократился на 1,5% и составил 92,9 млрд рублей. Причиной сокращения выручки клининговых компаний в 2020 году стали карантинные ограничения, помскольку деятельность некоторых ораганизаций была приостановлена. Большого уменьшения выручки удалось избежать из-за жестких требований Роспотребнадзора, требования предписывали дополнительную регулярную дезобработку помещений и дополнительные профессиональные уборки.

Большинство клининговых компаний в 2020 году заключали дополнительные соглашения к действующим договорам на оказание клиниговых услуг, где прописывали дополнительные работы по уборке помещений на основании требований Роспотребнадзора.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Письмо от 27 марта 2020 г. N 02/5210-2020-24 О дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях:

«в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы, следует провести комплекс дезинфекционных мероприятий, после чего — генеральную уборку всех помещений».

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 г. № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли»:

«В связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в целях недопущения распространения заболевания на территории Российской Федерации необходимо обеспечить соблюдение мер предосторожности, а также проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий при оказании услуг торговли.

1. В рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять следующие меры:

«2.5. Проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема нищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 — 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин. прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.

2.6. В случае выявления заболевших COVID-19 необходимо после их изоляции проведение противоэпидемических мероприятий, включая заключительную дезинфекцию силами специализированных организаций с применением дезинфицирующих средств на основе хлорактивных и кислородактивных соединений. Обеззараживанию подлежат все поверхности, оборудование и инвентарь производственных помещений, обеденных залов, санузлов».

В 2021 году выручка клининговых компаний восстановилась и составила — 102,0 млрд рублей.

Численность организаций оказывающих клиниговые услуги в Росийской Федерации в 2021 году составила — 19135[103]. Организации оказывающие клиниговые услуги распределись по формам собственности следующим образом, таблица 3.

Таблица 3

Численность предприятий отрасли по формам собственности в РФ, 2021 год


Наибольшее число организаций отрасли «Деятельность по чистке и уборке» по итогам 2021 г имело частную форму собственности — 77,6% от их общей численности.

Трудовые ресурсы рынка клининга имеют свои особенности: высокая текучесть кадров, многие сотрудники (включая мигрантов) считаю работу в клининге временной и плани руют ее сменить.

Высококвалифицированных специалистов, которые воспринимают работу клинера как профессиональную область деятельности, где требуются специальные знания и навыки, на рынке труда пока недостаточно. Крупные клининговые компании стараются самостоятельно обучать качественный кадровый резерв для улучшения обслуживания и увеличения количества заказов.

Трудовые ресурсы клининговых предприятий за период 2019 — 2021 гг. по данным Федеральной службы государственной статистики[107], отражены в Таблице 4.

Таблица 4

Численность предприятий отрасли по формам собственности в РФ, 2021 год


В 2020 г численность персонала отрасли «Деятельность по чистке и уборке» в России уменьшилась на 2,4% — до 180 тыс чел.

На фоне распространения коронавируса и мер, вводимых государством для его ограничения в стране возник дефицит низкоквалифицированной рабочей силы.

По данным российских сервисов по поиску работы (HeadHunter, Super Job) в сентябре 2020 г. спрос на персонал клининга вырос в два раза по сравнению с началом года, к октябрю — еще на треть. Отрасли клининга трудно конкурировать с заработными платами в строительстве, курьерских службах и такси, особенно при увеличении спроса на трудовые ресурсы в этих сферах на фоне пандемии.

Перспективы дальнейшего развития рынка клининговых услуг будут зависить от следующих факторов:

— экономическая ситуация в РФ;

— cтатистика предприятий отрасли;

— численность персонала отрасли и уровень заработной платы;

— объем и оборот рынка клининга;

— cредняя цена услуг клининга;

— финансовые и инвестиционные показатели отрасли.