Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Яхьяева Мархат Увайсовна
ассистент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный
bela_007@bk.ru
Непосредственным объектом преступления "выступают отношения, связанные с конституционным запретом действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, на унижение человеческого достоинства- по этническим, тендерным, религиозным или социальным признакам".[1]
Данной нормой уголовного закона устанавливается уголовная ответственность за самые первые проявления экстремизма, вслед за которыми может последовать совершение более тяжких преступлений? по экстремистским мотивам. Кроме того, частными либо смежными проявлениями этого состава преступления могут являться деяния ответственность за которые предусмотрена ст. 148, 149, 280 и другими УК РФ.
Объективная сторона преступления предполагает два альтернативно предусмотренных деяния, которые на практике часто сочетаются в.конкретном преступном проявлении.
Первое заключается в действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения; отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Эти действия- могут носить разнообразный характер, как-то, например, агитация и пропаганда, распространение литературы экстремистского содержания, распространение экстремистской информации в сети Интернет (о соотношении двух указанных деяний со ст. 280 УК РФ речь шла выше), погромы, разрушение культовых зданий, воспрепятствование проведению национальных или религиозных обрядов, проявления издевательства, глумление и цинизм по отношению к национально-культурным и религиозным традициям, обрядам, обычаям и символам.
Второе деяние заключается в действиях, направленных на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы либо признакам их принадлежности к определенному полу, расе, национальности, языку либо в зависимости от происхождения, отношения к религии, принадлежности, к какой-либо социальной группе, совершаются с целью формирования у окружающих отрицательного образа (стереотипа) представителей конкретной расы, национальности, религии или социальной группы. При этом пороки и недостатки отдельных личностей переносятся на всю национальную, религиозную или социальную группу, либо наличие у конкретного лица отрицательных качеств увязывается с его принадлежностью к одной или нескольким из указанных групп.
В данном составе преступления добавлены признаки пола, языка, происхождения человека с которым законодатель связывает экстремистские проявления. Как уже указывалось ранее, это излишнее добавление, поскольку указанные признаки связаны с принадлежностью человека к социальной группе.
Преступление окончено с момента совершения действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, независимости от их успешности (т.е. независимо от того, возникла ненависть или вражда или нет), и с момента унижения достоинства хотя бы одного человека или группы лиц.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и экстремистскими мотивами. Совершение соответствующих действий по мотиву личных неприязненных отношений не может квалифицироваться по ст. 282 УК РФ. Целью виновного в действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, является возникновение таковой ненависти или вражды; наличие этой цели отграничивает преступные действия от исторических, научных полемик, публикации с историческими или полемически-критическими целями явно экстремистских произведений (например, выдержек из "Майн кампф" А. Гитлера). [2]
Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 282 УК РФ) содержит три квалифицирующих признака.
Признаком "применение насилия или угроза его применения" (п. "а") охватывается угроза убийством или причинением- тяжкого вреда здоровью; высказанные в адрес одного лица или группы лиц, побои, причинение легкой а средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы потерпевшего (например, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.). Следует проводить отграничение анализируемого состава от деяний, предусмотренных п. "е" ч. 2 ст. 112, п. "б"ч. 2 ст. 115, п. "е" ч. 2 ст. 116, п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ. Насилие в данном случае является" способом породить ненависть или вражду по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Признак совершения преступления "лицом с использованием своего служебного положения (и. "б") предполагает доказывание признаков специального субъекта: должностного лица, государственного или муниципального служащего, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, использующего для совершения преступления свое служебное положение, т.е. свои властные или иные служебные полномочия, форменную одежду и атрибутику, служебные удостоверения или оружие, а также сведения, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением и т.п.
Например, в одном из дел данный квалифицирующий признак был установлен в действиях главного редактора журнала, в котором была напечатана антисемитская статья, "поскольку, являясь главным редактором ООО "S", зарегистрированного как, средство массовой информации, согласно должностной инструкции главного редактора, обладал, как один из руководителей указанного юридического лица, обязанностями производить лично контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в печатное производство, обладал организационно-распорядительными полномочиями подписывать, издания в производство, в печать и на- выпуск в свет, нес персональную ответственность за совершенными им действия".[3]
Организованная группа как квалифицирующий признак состава (п. "в") может, в частности, выступать в виде экстремистского сообщества (ст. 282 УК РФ).
Литература:
Бидова Б.Б.Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. - С. 66-68.
Сычев Е.А., Мартынова ЛМ. Признаки возбуждения вражды и ненависти и их значение для определения смысловой и психологической направленности текста // Общество и право. 2012. № 1. - С. 228.
Поминов С.Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям экстремизма: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Наука, 2007. – С. 22.