Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Анализ развития сотрудничества компаний

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мартынова Алина Альбертовна
Рубрика: Технические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1709
Показать PDF версию Анализ развития сотрудничества компаний

Мартынова Алина Альбертовна

В настоящее время состояние и тенденции развития международного сотрудничества российских компаний находятся под сильным влиянием таких обстоятельств, как вступление России в ВТО и действие санкций, введенных против РФ.

Европейский союз остается крупнейшим торговым партнером России, несмотря на то, что стороны переживают глубокий кризис двусторонних отношений. Россия в свою очередь является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза. ЕС — основной источник иностранного капитала в российской экономике. На него приходится не менее 60% российских зарубежных инвестиций.

Экономическое сотрудничество крайне затруднено в условиях обмена санкциями. Однако существуют причины для обоюдного интереса в нормализации и в последующем развитии торгово-экономического сотрудничества. Они заключаются в значительном объеме взаимного товарооборота, возможностях для инвестиционного сотрудничества, растущей конкуренции со стороны США и азиатских экономик, географическом соседстве, общей трансграничной инфраструктуре, экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, наличии общих государств-соседей.

Ряд возможностей для деполитизации торговых и экономических отношений России с ЕС появился в результате того, что 22 августа 2012 г. Россия стала 156-м членом ВТО. Экономические, а в особенности торговые аспекты взаимоотношений с Евросоюзом перешли в новую правовую плоскость. Отныне стороны взяли на себя обязательства в полном объеме соблюдать правила и нормы ВТО в отношении друг друга в сфере торговли.

В Перечень специфических обязательств ВТО по услугам входят 155 секторов услуг. Из них Россия взяла на себя обязательства по 116. По 30 секторам услуг (в частности, в области рекламы, по исследованию рынка, консалтинговые услуги в сфере управления и др.) принялись обязательства без ограничения, что значит недопущение изменения в стране условий конкуренции между иностранными и отечественными компаниями в пользу последних. Другими словами, государство сможет применять лишь недискриминационное внутреннее регулирование, например, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация [1].

В ряде случаев взяты даже обязательства «ВТО-плюс» (например, в таких услугах, как морской транспорт, лоцманская и ледокольная проводка, буксировка и проч.).

В 39 секторах РФ не приняла никаких обязательств (например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большая часть услуг в области НИР).

Наиболее чувствительными областями в России являются услуги в сфере энергетики, телекоммуникации и образования. По ним РФ оставила за собой право новых ограничений. Российские поставщики услуг в сфере высшего образования окажутся довольно хорошо защищены: государство не берет обязательств по либерализации в сфере коммерческого присутствия.

Серьезные же изменения касаются страховой сферы. Здесь квота иностранного участия в капитале компаний увеличится с 25% до 50%. При этом с 2004 г. для капитала из стран ЕС не применяется 49%-ное ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием. В сфере телекоммуникаций также Россия снимает ограничение в размере 49% на иностранных собственников. После переходного периода (9 лет) формально будет разрешена работа «прямых» филиалов иностранных компаний, но она не будет касаться сферы обязательного страхования (исключение — ОСАГО) и страхования госзакупок. Кроме того, на практике ввиду ограничений, предусмотренных обязательствами России, эти филиалы будут лишены конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями. В банковской сфере общее иностранное участие ограничено 50%. Россия обязалась допустить компании с иностранным капиталом в размере 100% в сфере розничной и оптовой торговли, франчайзинговых услуг [2].

Либерализация доступа на российский рынок грозит вытеснением неконкурентоспособных отечественных предприятий зарубежными производителями, и как следствие, упадком во многих отраслях промышленности. Одновременно с этим острая конкуренция должна подстегнуть принятие мер по модернизации производства, а также совершенствование законодательной базы в целях улучшения инвестклимата в стране. В этих условиях источниками повышения конкурентоспособности могут стать иностранные инвестиции и международная производственная кооперация (МПК). Стоит отметить, однако, что из-за изменений в политической конъюнктуре и экономических санкций со стороны Европейского союза в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации и политикой в отношении Украины, нынешняя ситуация безусловно может грозить снижением привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов, так как ограничение импорта в сегодняшней ситуации создаст дополнительные опасения у инвесторов из других стран, включая европейские, что в свою очередь может негативно сказаться на модернизации национальной экономики.

Процесс введения санкций был запущен в 2014 году, вводились они в три этапа.

  1. Первый пакет был согласован после признания результатов Крымского референдума и присоединения полуострова к России, так как многие страны и международные организации считали вхождение Крыма в состав РФ незаконным.
  2. Следующий пакет ограничений был введен вследствие обострения ситуации на востоке Украины. В частности страну обвинили в снабжении повстанцев оружием.
  3. Третий виток ограничительных мер связан с крушением пассажирского самолета над Донецкой областью. По мнению зарубежных экспертов, лайнер был сбит повстанцами из российского прицельного оружия.

Сегодня список санкций, примененных к РФ, достаточно широк и касается многих сфер.

Так, остаются в силе ограничения на доступ к европейскому кредитованию, введенные для трех крупнейших российских кредитных учреждений. К ним относятся «Сбербанк России», «ВТБ» и «Газпромбанк». В связи с этим ограничением расчетные карты данных банков не обслуживаются практически ни в одной стране мира.

Кроме того, продлен срок оружейного эмбарго, что подразумевает прекращение поставок в Россию продукции двойного назначения, особенно электроники [3].

Следующее ограничение касается продажи РФ инновационного технологического оборудования для шельфовой и сланцевой добычи нефти. Однако в условиях резкого снижения стоимости нефти данные санкции не оказывают сильного влияния на экономику страны.

Помимо этих мер Евросоюз и США ограничили въезд определенным гражданам и предприятиям. В черный список лиц входит свыше 150 человек — политики, звезды эстрады и представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР. В список предприятий, к примеру, входит ООО «Авиагрупп Норд», а также еще около 35 крупных компаний.

Сегодня существует целый ряд мировых организаций, поддерживающих действия Евросоюза и США. К ним относятся:

— Организация по экономическому сотрудничеству. Членами организации приостановлен процесс вхождения Российской Федерации в свои ряды.

— НАТО. Приостановлены все военные контакты и общие миротворческие миссии.

— Евроконтроль. Организацией запрещены все авиа перелеты над Крымским полуостровом.

— Совет Европы. Советом ограничен доступ российских представителей к наблюдательным миссиям.

— Большая восьмерка. Организацией ограничено участие России в большинстве заседаний G8.

— Санкции, веденные отдельными странами.

Ограничительные меры в отношении РФ введены не только международными организациями, но и многими отдельными государствами:

— Австралия. Страной заморожены счета и запрещен въезд на свою территорию некоторым лицам, принимавшим участие в российско-украинском конфликте.

— Великобритания. Государство до сих пор не поставляет в РФ военную продукцию и больше не проводит совместные военные учения.

— Германия. Прекращено выполнение ранее подписанных договоров и поставка товаров военного назначения.

— Болгария. Болгарией разорвано сотрудничество в строительстве Южного газового трубопровода.

— Украина. Запрещен показ большинства российских телеканалов, прекращена поставка воды и электричества в Крым, запрещен въезд более сотни российских чиновников.

— Канада. Множеству российских чиновников заморожены банковские счета и отменены визы на въезд в страну.

— Латвия. На территории государства запрещена трансляция некоторых российских телевизионных каналов, а также прекращено всякое сотрудничество в сфере военных разработок.

— Нидерланды. После крушения пассажирского самолета, по сей день, приостановлены совместные проекты в военной сфере.

— Швеция. Приостановлено сотрудничество в военной области.

— Чехия. Запрещена почтовая доставка в Крым.

— Эстония. Государством заморожена часть банковских счетов российских политиков, участвующих в российско-украинском конфликте.

— Япония. Запрещен въезд многим чиновникам РФ, свернуты переговорные процессы по упрощению получения туристических виз жителям России, приостановлены совместные разработки в военной области [4].

Таким образом, можно подвести итог, что список действующих в 2016 году санкций остается достаточно внушительным. Конечно, многие из ограничений, несомненно, сказываются на международном сотрудничестве российских компаний, вместе с тем остается надеяться, что геополитический конфликт в скором времени утихнет, и большая часть санкций будет отменена.

Евросоюз — основной источник иностранного капитала в российской экономике. На ЕС приходится не менее 60% российских зарубежных инвестиций (порядка $80 млрд.) [5]

Почти все наиболее крупные инвесторы в РФ — члены ЕС. Первые топ-5 инвесторов из ЕС по размеру накопленных прямых инвестиций (ПИИ) составляют:

1. Кипр;

2. Нидерланды;

3. Британские Виргинские острова;

4. Люксембург;

5. Германия.

Основные страны ЕС-получатели российских прямых накопленных инвестиций:

1. Кипр;

2. Нидерланды;

3. Британские Виргинские острова;

4. Великобритания;

5. Люксембург;

6. Германия.

Однако очень важно принимать во внимание, что такие страны-члены Евросоюза, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Британские Виргинские острова, территория под юрисдикцией Великобритании, по сути, являются оффшорами или полуоффшорами, а, следовательно, высокие показатели по инвестиционному сотрудничеству совсем не означают продвинутый уровень производственной кооперации и трансфер технологий в российскую экономику.

Анализ данных указывает на высокую роль европейских оффшорных юрисдикций в иностранных инвестициях, поступающих в российскую экономику, что обеспечивает низкий уровень прозрачности инвестиционных потоков по их территориальной привязке. До 2/3 капитала ввозится в Россию в виде ПИИ российскими же компаниями или иностранными ТНК, которые зарегистрированы на оффшорных территориях. Конечный получатель часто остается неизвестен, так как оффшоры не всегда раскрывают данную информацию. По оценкам, на европейские оффшоры в 2011 г. приходилось 25,5% инвестиций в совокупной структуре накопленных в России ПИИ [6].

Россия сохраняет высокую инвестиционную зависимость от Европейского союза. В условиях замедления темпов роста ВВП разрушение связей с ЕС будет крайне болезненным. По оценкам МЭР, расходы бюджета будут увеличиваться. Так, на развитие Крым необходимо $3-5 млрд. в год средств из бюджета. Таким образом, российской экономике не будет достаточно собственных финансовых источников, а это значит, что необходимо восстановление отношений с ЕС, чтобы через несколько лет ситуация не усугубилась. Один из источников улучшения торгово-экономического взаимодействия со странами Евросоюза — тесная производственная кооперация. Это положительный фактор для модернизации российского производства, так как производственная кооперация способна обеспечить приток инвестиций и технологий из ЕС. Пока же слабая конкурентоспособность российских предприятий и санкционное противостояние не позволяют продукции из РФ в полной мере реализоваться на европейском рынке, что может привести к углублению сырьевой специализации вместо диверсификации и модернизации.

Список литературы

  1. Обязательства Российской Федерации перед ВТО [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006342/#70006342
  2. Вступлении России в ВТО: аналитический обзор Ernst and Young — РЭШ, 2015. — С.34.
  3. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // «Вопросы экономики». — 2014 — № 12.
  4. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // «Вопросы экономики». — 2014 — № 12.
  5. UNCTAD [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://unctad.org/Sections/dite_fdistat/docs/webdiaeia2014d3_RUS.pdf
  6. Головнин, М.Ю., Лобанов, М.М. Инвестиционное взаимодействие России со странами «пояса соседства» / М.Ю. Головнин, М.М. Лобанов // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. —  1. — С.31