Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Воронина Кристина Анатольевна
Студентка Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Воронежский экономико-правовой институт» (АНОО ВО «ВЭПИ»)
voronina-ka91@yandex.ru
Аннотация: в статье рассмотрена процедура оценки кадров в организации, этапы, положительные и отрицательные стороны, увольнение в случаи не прохождения аттестации в связи с несоответствием занимаемой должности.
Ключевые слова: оценка персонала, аттестация персонала, этапы прохождения аттестации персонала, алгоритм проведения оценки кадров, трудовой договор.
Эффективность деятельности учреждения напрямую зависит от того, насколько грамотно построена как система управления персоналом в целом, так и ее составляющие. Оценка персонала является одним из инструментов, необходимым для того, чтобы привлечь человеческие ресурсы, мотивировать их на работу в интересах организации.
На примере амбулаторно-поликлинического учреждения присутствуют следующие виды оценки персонала, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды оценки персонала
При оценке личных деловых качеств сотрудников учитываются:
При оценке результативности труда медицинских сотрудников наряду с количественными показателями, т. е. прямыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: количество посещений, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т. п.
При оценки персонала сотрудников амбулаторно-поликлинического учреждения применяется следующий алгоритм оценки, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2. Алгоритм оценки персонала учреждения
Необходимо заметить, что научно-методическое обеспечение системы оценки работы персонала в организации:
Что касается материально-технического обеспечения системы оценки работы персонала, то в организации имеются средства оргтехники, необходимые для обработки информации о людях при проведении конкретных мероприятий по оценке персонала, есть и современное программное обеспечение для автоматизации системы оценки работы персонала.
Организационное обеспечение существующей системы оценки работы персонала заключается в реализации принципов разделения труда, специализации отдела кадров как службы управления персоналом.
Кадровое обеспечение функционирования существующей системы оценки работы персонала в амбулаторно-поликлиническом учреждении включает наличие квалифицированных специалистов по учету и управлению персоналом отдела кадров организации. Действующая система оценки персонала главным образом включает в себя аттестацию персонала. Под аттестацией понимается процедура определения соответствия сотрудников своей должности. В подавляющем большинстве случаев аттестация построена на оценке сотрудника непосредственным и вышестоящим руководителем, и роль аттестации сводится к решению вопроса о продвижении сотрудника по службе и дифференциации оплаты его труда. Но в случаи отрицательного решения в Трудовом кодексе РФ (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) согласно статьи определяется основание для прекращения трудовых отношений, что является подтверждение факта несоответствия результатами аттестации.
Практика показывает, что аттестация персонала позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника, целесообразности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности последнего. Отсутствие же надежных систем оценки в исследуемой организации в дальнейшем может привести к тому, что организация будет терять способных работников. По внутреннему Положению о проведении аттестации работников, ответственность за внедрение и работу системы аттестации лежит на специалистах отдела кадров.
Они участвуют в формировании и работе аттестационной комиссии, готовят необходимую документацию (положения, инструкции), регламентирующую работу системы, составляют списки и графики аттестации и контролируют процесс проведения аттестаций, данная трудовая функция входит в один из раздела трудового договора (ст.57 ТК РФ).
Аттестация стимулирует сотрудников к повышению квалификации, улучшению качества и эффективности работы, обеспечивает более тесную связь заработной платы с результатами труда. На основании результатов аттестации руководитель организации вправе повысить работника и соответственно и должностной оклад или освободить работника от должности в соответствии с трудовым законодательством. В амбулаторно-поликлиническом учреждении аттестация проводится в целях повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело.
Процедура аттестации, применяемая в амбулаторно-поликлиническом учреждении недостаточно продуктивна и ее необходимо заменить более эффективной, отвечающей современным требованиям системой оценки работы персонала.
Аттестация специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием на присвоение квалификационной категории ставит своей целью стимулировать рост повышения квалификации специалиста, улучшение подбора, расстановки и использования кадров в системе здравоохранения, повышение персональной ответственности за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.
При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.
В амбулаторно-поликлиническим учреждении процедура аттестации персонала проходит в управлении здравоохранения, куда за четыре месяца до окончания категории, предоставляется квалификационная работа, согласно установленному регламенту приема квалификационных работ.
Так как одним из основных этапов аттестационного процесса является написание и защита отчета о профессиональной деятельности специалиста, претендующего на присвоение квалификационной категории, представляющего собой работу, отражающую сравнительный анализ трудовой деятельности специалиста за последние три года (для специалистов с высшим профессиональным образованием), содержащего достоверные данные в описании работы, выполненной специалистом, анализ, выводы и предложения по улучшению качества оказания медицинской помощи населению и иных услуг, не следует подходить к написанию отчета формально и рассчитывать, что аттестационная комиссия не будет вдаваться в подробное его изучение.
Главная проблема учреждения состоит в том, что оценка деятельности сотрудников осуществляется не регулярно. Если у аттестации есть официальный статус, ее периодичность определена законом, то периодическая оценка персонала, ее процедура регулируется внутренними документами предприятия. Периодическая оценка должна направлять людей на достижение актуальных целей и развитие ключевых для предприятия компетенций. При этом по форме проведения аттестация и оценка могут быть тождественны, но результаты последней не могут быть основанием для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Отсюда можно сделать вывод, что организация процедуры оценки и аттестации требует совершенствования, необходимо разработать график проведение оценки персонала, установить взаимодействия с руководителями отделений по процедуре самооценки сотрудников, так как порой критический взгляд позволяет увидеть пробелы в рабочем процессе в целом.
Список литературы: