Евразийский
научный
журнал

Анализ проблем формирования и реализации молодежной политики в современной России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вахабова Селима Асламбековна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2036
Показать PDF версию Анализ проблем формирования и реализации молодежной политики в современной России

Вахабова Селима Асламбековна, старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Российская молодежь оказалась в последние десятилетия в ситуации, которую трудно охарактеризовать как благополучную. Эта социальная группа продолжает уменьшаться количественно, падает ее удельный вес в общей численности населения. Основная причина такой демографии – социальные трансформации последних десятилетий, изменившие демографические модели поведения и поставившие российское общество перед целым рядом трудных проблем, неумение решить которые влечет за собой угрозу самому его существованию.

Если одной из фундаментальных целей молодежной политики является вовлечение молодежи в политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь страны, то необходимо учитывать ее нынешнее состояние, которое исследователи характеризуют как атомистическое. Атомизацией общества, характерной для развитых стран и являющейся формой социального распада, называется уход индивидов от активного участия в социальной жизни, погружение в частную жизнь как альтернативу последней. Это было проявлено впервые при переходе от полисной политической организации к империи, когда высшей ценностью был объявлен переход во «внутреннюю иммиграцию» и создание частного пространства как естественную реакцию индивида на исчезновение демократии в условиях формирования эллинистических государств. Этот же процесс мы наблюдаем в европейских государствах, где функционирование демократических институтов становится все более проблематичным.[1,с.37]

В российском обществе об атомизации заговорили тогда, когда популярной стала точка зрения, согласно которой население устало от реформ 90-х и произошла стремительная деполитизация массового сознания. «Государственные и, в меньшей степени, общественные институты не находят поддержки у молодежи. Следствием низкого уровня межличностного и институционального доверия в молодежной среде является "атомизация" социальных практик и неготовность к солидаризации на позитивной основе ради реализации собственных интересов» [2,с. 23].

Эта проблема досталась российскому обществу в наследство от прежней эпохи, где политическая активность молодежи тщательно регулировалась административно-командными методами, частично является следствием той апатии, которая возникла в итоге недостаточной сформированности политических и правовых институтов современной России. «Низкая готовность к долговременному сотрудничеству и коллективным действиям выражается, в частности, в низкой оценке роли политических партий и общественных организаций, в слабой вовлеченности в их деятельность. Для установок значительной части молодежи характерен нормативный релятивизм - готовность молодых людей преступить социальные нормы, если того потребуют их личные интересы и устремления» [2,с.39].

Сегодня, когда все общества отнюдь не метафорически делят на молодые и стареющие, в полной мере осознана ценность молодежи и значимость эффективной государственной молодежной политики. Но и сегодня фундаментальным свойством любой социальной группы является система ценностей. В последние два десятилетия молодые россияне окончательно сформировались как слой, адаптированный к рыночным отношениям. А еще недавно социалистический уклад формировал совершенно иные настроения и установки. По данным социологического исследования, ценностный сдвиг в эту эпоху был поистине тектоническим. [3,с.23]

Управление молодежью – особый вид менеджмента, требующий достаточно высокой квалификации. Сегодня только приходит осознание, что без специальных навыков невозможно осуществлять эффективную молодежную политику ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Создаются первые региональные центры повышения квалификации и институты молодежи. Специалисты в области молодежной политики должны разбираться в специфике объекта управления и быть компетентными в вопросах целого комплекса общественных наук. Им необходимы знания в области теории управления, социологии, психологии, истории, этнологии и этноконфликтоло-гии, регионоведения, религиоведения, культурологии, экономики, политологии и права. Эти знания должны быть соединены с умениями и компетенциями, позволяющими активно применять их на практике в самых разных областях социальной жизни, охваченных государственной молодежной политикой.

Для выявления приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики необходимо обозначить сферу национальных интересов, связанных с молодежью. Из «Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года» ясно, что к числу приоритетных на сегодня относят три направления: «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества»[2,с.31]. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь нуждается в помощи со стороны государства, суть которой в обеспечении функций социальной интеграции. В этом национальные интересы возрастной группы совпадают с интересами всего социума, отсюда и признание необходимости совместных усилий для достижения общей цели.

Особо следует отметить, что отделение процесса вовлечения молодежи в социальную практику от процесса развития ее созидательной активности обусловлено усложнением и дифференциацией структуры современного общества, ибо по своей сути оба эти направления находятся в русле единого социального процесса, но политические программы и, в особенности, организуемые при поддержке властей мероприятия вынуждают различать их. Так, например, программы патриотического воспитания молодежи различного уровня можно отнести к первому направлению, хотя в рамках ее реализации часто достигаются задачи, поставленные в русле второго направления. А вот программа развития экономических инициатив точно вписывается во второе направление, но в ходе ее выполнения неизбежным становится повышение интегрированности молодых людей в процессы социальной практики.

Что касается третьего приоритетного направления, связанного с непосредственной помощью попавшим в трудную жизненную ситуацию, то оно по своей сути (по целям) копирует содержание первых двух, но отличается от них технологически. Здесь предполагается оказание помощи тем молодым людям, которые, по различным причинам, испытали трудности в попытке интегрироваться в общество самостоятельно. Их круг достаточно разнообразен – от инвалидов, жертв насилия и детей-сирот до молодых правонарушителей, наркоманов и безработных.

Наряду с заботой о наименее защищенных слоях сообщества молодых, важно заботиться и о наиболее успешных для того, чтобы с максимальной пользой для общества и для них самих использовать их потенциал, дать возможность его реализации. А.Н. Савлук анализирует технологию вовлечения молодежи в структуры власти. «Технология включения молодежи в кадровый резерв государственной службы, – пишет он, – должна быть основана на следующих направлениях деятельности: 1) отбор молодых специалистов по направлениям (наука, культура, спорт и т.д.); 2) формирование базы данных молодежного кадрового резерва, постоянное ее обновление; 3) разработка и внедрение различных программ обучения, повышения квалификации молодых резервистов в предметных областях, необходимых для работы в соответствующем ведомстве; 4) организация системы аттестации молодых специалистов, состоящих в резерве (в т.ч. на конкурсной основе), ротации внутри кадрового резерва; 5) предоставление возможности перехода из одного кадрового резерва в другой по территориальному, ведомственному признаку, как по желанию кандидата, так и по запросу кадровых служб» [4,с.68].

Все это представляется вполне тривиальным, однако, если это не будет сформулировано и не попадет в поле зрения тех, кто осуществляет кадровую политику в государственных структурах, надеяться на вовлечение молодежи в деятельность властных структур и органов самоуправления не приходится. Проведение государственной молодежной политики, как и любой другой политики, должно носить системный характер. Организации, в том числе и госорганы власти, устроены таким образом, что принятие мер и расстановка приоритетов должны подразумевать разбиение всего процесса на этапы с проверкой, отчетностью и обратной связью.

Все эти позиции как раз и заложены в понятии технологии. В приведенном выше примере показаны пять этапов, соответствующих логике процесса. Если проигнорировать хотя бы один этап, говорить о политике будет уже нельзя, в лучшем случае власти будут предпринимать спонтанные усилия, желая найти того или иного работника и заполнить им образовавшуюся вакансию. Только поиск перспективных кадров, составление и постоянное обновление баз данных и соответствующая работа с ними способна создать условия для проведения молодежной политики в сфере кадрового обеспечения органов власти. А организация системы аттестации, специализированная учеба и т.п. сделают эту политику предельно эффективной.

Одна из главных задач государственной молодежной политики – обеспечить участие молодежи в общественно-политической жизни страны. Участие молодого поколения в общественно-политической жизни России имеет принципиальное значение для развития страны в самой близкой и конкретной перспективе. Молодежь получает знания, осваивает социально-политический опыт старших поколений и либо интегрируется в жизнь социума, тем самым модернизируя его, либо отчуждается от данного социума путем дистанцирования от политики, общественной жизни, проявляя пассивную жизненную и гражданскую позицию. Это в целом соответствует теории социального действия М. Вебера, который, как известно, различает целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные действия. Соединяя теоретические перспективы, можно понять функциональную дифференциацию установок: когнитивные ориентации регулируют целерациональную деятельность, соответствуют ценностно-рациональным действиям, а аффективные установки являются неким интегрирующим звеном, обеспечивающим соединение инструментального и коммуникативного аспектов общественно значимой деятельности.[2,с.69]

Рационализации политического действия будет способствовать формирование у молодых людей важнейших политических, экономических и культурных компетенций, что в свою очередь, будет способствовать умению соединять рациональное с эмоциональным. Вторая важная линия работы – патриотическое и гражданское воспитание, способствующее формированию духовных скреп, соединяющих социум и делающих его субъектом исторического и цивилизационно-культурного развития. Этот аспект особенно важен, ибо в сложившихся условиях ценностное сознание и картина мира молодых людей во всем мире подвергаются интенсивному воздействию разрушительных тенденций нашего времени.

Литература:

  1. Лисица Е.С. Проблемы и перспективы общественно-политической активности молодежи Северо­Кавказского федерального округа //Власть. - 2012. - № 5. - С. 37-41.

  2. Малухова М.А. Особенности молодежной политики в поликультурном и поликонфессиональном пространстве современной России (на примере Северо-Кавказского федерального округа): дисс....канд. полит.наук. - Пятигорск., 2015. - 143с.

  3. Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев (http://haa.su/z84/): дисс... канд. философских наук /Белгородский государственный университет. Грозный, 2007. - 284с.

  4. Савлук А.Н. Перспективный молодежный кадровый резерв государственной службы: вопросы формирования // Власть. - 2013. - № 2. - С. 68.