Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Деменков Илья Владимирович, Магистрант СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск, e-mail: idemenkov@mail.ru
Научный руководитель: Голощапова Ольга Сергеевна; кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Анализируя применения форм ГЧП в России на современном этапе, в первую очередь считаем целесообразным дать определение понятию «государственно-частное партнерство».
Определение ГЧП впервые дается в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому, «государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].
Как отмечает М.Е. Коновалова, «решение задачи модернизации экономики России, развития приоритетных секторов и отраслей с целью ухода от сырьевой модели воспроизводства невозможно без партнерства государства и бизнеса. Механизм ГЧП при правильном функционировании обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого сбалансированного развития» [5].
Разные исследователи выделяют различное количество форм ГЧП, так Н.М. Шодонова [6] выделяет следующие основные формы ГЧП:
- контракты на обслуживание;
- контракты на управление;
-договоры об аренде;
- контракты на строительство, эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности;
- концессия.
Зайцева Г.Г. отмечает, что в настоящее время нормативное закрепление имеют две формы ГЧП - концессионное соглашение, заключаемое в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и соглашение о ГЧП в рамках регионального законодательства [4].
В.Г. Варнавский [2] выделяет следующие формы ГЧП:
1.Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности.
2.Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга.
3.Концессия (концессионное соглашение).
4.Соглашения о разделе продукции.
5.Совместные предприятия.
По результатам проведенного исследования по данным электронного журнала ГЧП мы пришли к выводу о том, что самые распространенные формы ГЧП-проектов, наблюдаемые в период с 1998 по 2015 гг. - концессионное соглашение, контракт жизненного цикла инвестиционный фонд, аренда с инвестиционными обязательствами (Рисунок 1)
.
Рисунок 1- Формы реализации проектов ГЧП в РФ за период 1998-2015 гг., %
Таблица 1 - Формы реализации ГЧП по отраслям реализации проектов за период 1998-2015 гг.
Отрасль реализации проектов ГЧП |
Всего проектов, шт. |
Формы реализации ГЧП |
||||||
Аренда с инвестиционными обязательствами |
Государственный контракт |
Инвестиционный фонд |
Контракт жизненного цикла |
Концессионное соглашение |
Особая экономическая зона |
Форма не указана |
||
АПК |
12 |
|
|
2 |
|
|
|
10 |
Добыча полезных ископаемых |
7 |
|
|
2 |
|
|
|
5 |
ЖКХ |
83 |
11 |
|
3 |
2 |
16 |
|
51 |
Здравоохранение |
13 |
1 |
1 |
|
4 |
4 |
|
3 |
Образование |
5 |
|
|
|
3 |
2 |
|
|
Культура |
13 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
8 |
Промышленное производство |
29 |
2 |
|
9 |
2 |
|
|
16 |
Развитие территорий |
17 |
1 |
|
5 |
|
1 |
2 |
8 |
Строительство |
19 |
2 |
|
3 |
2 |
1 |
|
11 |
Транспорт |
82 |
1 |
|
4 |
3 |
18 |
|
56 |
Туризм |
9 |
5 |
|
|
|
|
|
4 |
Физкультура и спорт |
9 |
|
1 |
|
1 |
3 |
|
4 |
Энергетика |
24 |
|
|
2 |
3 |
2 |
|
17 |
Всего |
322 |
24 |
2 |
30 |
22 |
49 |
|
193 |
Как видно из представленных данных, большая доля в формах ГЧП принадлежит концессионным соглашениям (сфера ЖКХ - 16 проектов и транспорт - 18 проектов), с помощью инвестиционного фонда реализуются преимущественно проекты в области промышленного производства (9 проектов). (Таблица 1). При реализации проектов ЖКХ партнерство государства и бизнеса осуществляется так же и в форме аренды с инвестиционными обязательствами (11 проектов). Как правило, проекты в социально значимых отраслях поддерживаются контрактами жизненного цикла, в сфере здравоохранения присутствует государственный контракт.
В качестве основного вывода отметим, что в последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами [3].
Кроме того, в настоящее время развитие ГЧП в России сдерживается многими факторами. В частности, отсутствием механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательства Владимира Путина1.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Гарант
2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. – С.28.
3. Василенок В.Л., Алексашкина Е.И. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2013. - №1. - С.8.
4. Зайцева Г.Г. Государственно-частное партнерство: в чем суть и как использовать? [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=4891
5.Коновалова М.Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России. - Проблемы современной экономики. - № 2 (34). - 2010. - c. 68.
6. Шодорова Н. М. Применение механизма государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в региональные зоны экономического благоприятствования// Электронный научный журнал «Известия». – 2011, №6: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=14018
1 ЗСД придаст Северо-Западу новое дыхание – Путин. ИА "Балтинфо" (30 декабря 2011). Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.