Евразийский
научный
журнал

Анализ форм государственно-частного партнерства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Деменков Илья Владимирович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 3006
Показать PDF версию Анализ форм государственно-частного партнерства

Деменков Илья Владимирович, Магистрант СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск, e-mail: idemenkov@mail.ru

Научный руководитель: Голощапова Ольга Сергеевна; кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Анализируя применения форм ГЧП в России на современном этапе, в первую очередь считаем целесообразным дать определение понятию «государственно-частное партнерство».

Определение ГЧП впервые дается в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому, «государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

Как отмечает М.Е. Коновалова, «решение задачи модернизации экономики России, развития приоритетных секторов и отраслей с целью ухода от сырьевой модели воспроизводства невозможно без партнерства государства и бизнеса. Механизм ГЧП при правильном функционировании обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого сбалансированного развития» [5].

Разные исследователи выделяют различное количество форм ГЧП, так Н.М. Шодонова [6] выделяет следующие основные формы ГЧП:

- контракты на обслуживание;

- контракты на управление;

-договоры об аренде;

- контракты на строительство, эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности;

- концессия.

Зайцева Г.Г. отмечает, что в настоящее время нормативное закрепление имеют две формы ГЧП - концессионное соглашение, заключаемое в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и соглашение о ГЧП в рамках регионального законодательства [4].

В.Г. Варнавский [2] выделяет следующие формы ГЧП:

1.Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности.

2.Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга.

3.Концессия (концессионное соглашение).

4.Соглашения о разделе продукции.

5.Совместные предприятия.

По результатам проведенного исследования по данным электронного журнала ГЧП мы пришли к выводу о том, что самые распространенные формы ГЧП-проектов, наблюдаемые в период с 1998 по 2015 гг. - концессионное соглашение, контракт жизненного цикла инвестиционный фонд, аренда с инвестиционными обязательствами (Рисунок 1)

.

Рисунок 1- Формы реализации проектов ГЧП в РФ за период 1998-2015 гг., %

Таблица 1 - Формы реализации ГЧП по отраслям реализации проектов за период 1998-2015 гг.

Отрасль реализации проектов ГЧП

Всего проектов, шт.

Формы реализации ГЧП

Аренда с инвестиционными обязательствами

Государственный контракт

Инвестиционный фонд

Контракт жизненного цикла

Концессионное соглашение

Особая экономическая зона

Форма не указана

АПК

12



2




10

Добыча полезных ископаемых

7



2




5

ЖКХ

83

11


3

2

16


51

Здравоохранение

13

1

1


4

4


3

Образование

5




3

2



Культура

13

1



2

2


8

Промышленное производство

29

2


9

2



16

Развитие территорий

17

1


5


1

2

8

Строительство

19

2


3

2

1


11

Транспорт

82

1


4

3

18


56

Туризм

9

5






4

Физкультура и спорт

9


1


1

3


4

Энергетика

24



2

3

2


17

Всего

322

24

2

30

22

49


193


Как видно из представленных данных, большая доля в формах ГЧП принадлежит концессионным соглашениям (сфера ЖКХ - 16 проектов и транспорт - 18 проектов), с помощью инвестиционного фонда реализуются преимущественно проекты в области промышленного производства (9 проектов). (Таблица 1). При реализации проектов ЖКХ партнерство государства и бизнеса осуществляется так же и в форме аренды с инвестиционными обязательствами (11 проектов). Как правило, проекты в социально значимых отраслях поддерживаются контрактами жизненного цикла, в сфере здравоохранения присутствует государственный контракт.

В качестве основного вывода отметим, что в последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами [3].

Кроме того, в настоящее время развитие ГЧП в России сдерживается многими факторами. В частности, отсутствием механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательства Владимира Путина1.



















Библиографический список:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Гарант

2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. – С.28.

3. Василенок В.Л., Алексашкина Е.И. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2013. - №1. - С.8.

4. Зайцева Г.Г. Государственно-частное партнерство: в чем суть и как использовать? [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=4891

5.Коновалова М.Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России. - Проблемы современной экономики. - № 2 (34). - 2010. - c. 68.

6. Шодорова Н. М. Применение механизма государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в региональные зоны экономического благоприятствования// Электронный научный журнал «Известия». – 2011, №6: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=14018


1 ЗСД придаст Северо-Западу новое дыхание – Путин. ИА "Балтинфо" (30 декабря 2011). Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.