Евразийский
научный
журнал

Анализ этапов формирования толерантности студента в поликультурной образовательной среде

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Бадрудин Увайсович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 1736
Показать PDF версию Анализ этапов формирования толерантности студента в поликультурной образовательной среде

Ярычев Бадрудин Увайсович,
ассистент кафедры теории и технологии социальной работы
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет".

Формирование толерантности студента осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. В качестве внешнего фактора выступает система образования, создающая условия формирования у студента аксиологической триады: толерантного знания, толерантного отношения, толерантного поведения. Внутренним источником формирования личностных качеств студента выступает образовательная деятельность, организация которой опирается на принципы формирования умственных действий. Обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации, а оптимальное воздействие (управление) на этот процесс определяет условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Определяя этапы процесса формирования толерантности, нами учитывались две части осваиваемого предметного действия. Первая часть, которой учёный придавал особое значение, играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая - исполнительная. Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) - это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Можно выделить шесть этапов формирования умственных действий: 1) формирование мотивационной основы действия (ознакомление с целью, создание мотивации); 2) составление схемы ориентировочной основы действия («штурманской карты»); 3) формирование действий в материализованной форме (практические действия в реальной или максимально приближенной к реальности среде); 4) громкая внешняя речь, когда содержание ООД отражается в речи («проговаривание» проблемы вслух, дискуссия, диалог); 5) формирование действия во «внешней речи про себя» («внутренняя мысленная речь»); 6) формирование действия во внутренней речи («выполнение действий в уме», закрепление действия). Любое новое действие (воображение, понимание, мышление и пр.) наступает после соответствующей внешней деятельности [1,с.39].

Рассмотрим последовательно этапы формирования толерантности студента.

Исходя из понимания поликультурной образовательной среды как источника информации о поликультурности мира, ориентация студентов на ценности толерантности как первый этап в процессе формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонента толерантной личности предполагаетпогружение субъектов инновационной поли- культурной образовательной среды в культурное многообразие посредством специально инициируемой презентации каждым носителем культуры ее различных образцов: исторических фактов, правового знания, традиций, национальной одежды, принципов здорового образа жизни и т.п.

Формирование толерантности как ценности происходит в процессе переживания конкретного эмоционально - чувственного опыта, через дальнейшее осознания и осмысления этого опыта, соотнесения собственных ценностей с заданными извне универсалиями и осуществления самоопределения как эмоциональнорационального выбора. Принятие ценности толерантности осуществляется в процессе эмоциональных переживаний, которые кроме рациональных компонентов включают иррациональную составляющую и, соответственно, имеют прочную эмоциональную основу, более контролирующую поведение из сферы подсознания, чем разум через сферу сознания, и которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека [2,с.102]. Из множества эмоциональных процессов и состояний для формирования толерантности важны чувства, возникающие у людей по отношению друг к другу в процессе их совместной деятельности и общения. В социальной психологии их называют эмоциональные отношения или аттракция, на возникновение которых влияют личностные особенности человека, такие как открытость, коммуникабельность и коммуникативность, доверие к другому и т.д. По нашему мнению, эти качества личности толерантного человека, который, в свою очередь, сам способствует формированию толерантной внешней и внутренней культурной среды.

Систематизируя сказанное выше относительно этапа ориентирования в процессе формирования толерантности, заключаем, что ориентирование студентов на ценности толерантности предполагает ознакомление студентов с поликультурной средой вуза посредством презентации эмоционально-окрашенных образцов разных культур, вызывающих переживание в определении ценностных ориентаций личности, которые позволяют представителю одной культуры вникунуть в сущность другой, оценить уникальность и многообразие культур.

Результатом этапа ориентирования в процессе формирования толерантности студента является сформированность эмоционально-ценностного компонента толерантности, представляющего собой осознание студентом объективно существующего многообразия мира, необходимости сосуществовать в нем на основе сформированности толерантных ценностей реализуемых в толерантном поведении.

Другим результатом этого этапа является сформированность отдельных знаний о толерантности (понимание её сущности), т.е. начало формирования когнитивного компонента толерантности.

Рассмотрим второй этап формирования толерантности - этап приобщения. Использование поликультурной образовательной среды как функционального пространства деятельности ее субъектов предполагает возможность организации приобщения к толерантным ценностям посредством диалога. Продуктивность диалога для развития толерантной личности определяется тем, что диалог выступает источником преобразований самой личности, её ценностного самоопределения на основе соприкосновения с представителями различных культур. Определение человеком ценности собственной культурной принадлежности не должно означать отказ его от диалога с другими культурами.[3,с.337]

Потенциал учебно-воспитательного процесса образовательной среды позволяет формировать готовность студентов к диалогу посредством направленности этого процесса на поиск смысла изучаемых ценностей, предоставление возможности студентам для субъективного восприятия материала с одновременным определением границы иных мнений.

Особая роль в формировании готовности студентов к диалогу отводится гуманитарным предметам, для которых диалог выступает как своеобразная технология усвоения нового для учащихся эмоционально-ценностного опыта смысло-поисковой деятельности в новой для них образовательной среде. Этап приобщения к толерантным ценностям предполагает рефлексию личности по поводу содержания чужой культуры, «переформулирование» чужой культуры в терминах своего культурного опыта. Этот процесс является самостоятельной деятельностью индивида, результаты которой могут быть различными:

  • ценности и нормы чужой культуры усвоены и приняты личностью при утрате прежде приобретённых ценностей;

  • личность отказывается от новой культуры, сохраняя свою культурную идентичность;

  • ни одна из культур не воспринимается личностью как родная - кризис идентичности;

  • достигается равновесие в процессе идентификации, личность частично идентифицирует себя с новой культурой, частично сохраняет свою собственную культуру.[4,с.96]

Именно сохранение равновесия в процессе вхождения личности в новую социокультурную среду определяет желаемый педагогический результат и способствует формированию толерантности студентов.

Образование принимает на себя в этом случае роль «посредничества», поскольку современные инновационные процессы, протекающие во всех системах образования, принимают качественно новую форму существования в новой образовательной среде.

В условиях диалога и рефлексивно-оценочной деятельности познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные элементы своей культуры: происходит перенос мыслительных действий, отработанных в одной сфере деятельности, в другую сферу, когда какая-либо задача не может быть решена прежними способами. В такой среде большое внимание уделяется межкультурным различиям, специфике представленных в ней культур, которые рассматриваются как устойчивые факторы их взаимодействия.

Резюмируя сказанное выше относительно этапа приобщения в процессе формирования толерантности, заключаем, что этот этап связан с выработкой отношения к предъявляемой чужой культуре в соответствие со своим культурным опытом в процессе самостоятельной мыслительнойе деятельности индивида. Образовательный процесс, преломляясь через призму проблем толерантности и её развития, предполагает наличие разных уровней формирования толерантности, которым способствуют гуманизация и гуманитаризация общества и которые предоставляют возможность наполнения содержания образовательного процесса идеями толерантности.

Литература:

  1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М.:  Издательство Институт практической психологии, 1998. -118с.

  2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 2008. - 432c.

  3. Богданова А.И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды // Фундаментальные исследования.(http://haa.su/AmN/) -2012. - № 9. - С. 337-341.

  4. Ярычев Н.У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации (http://haa.su/AmQ/): дисс....доктора педагогических наук / ГОУВПО "Южно-Уральский государственный университет". Челябинск, 2011. - 346с.