Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Анализ активности НКО Нижегородской области в сфере занятости населения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сорокин Даниил
Рубрика: Экономические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №6 2022»  (июнь, 2022)
Количество просмотров статьи: 453
Показать PDF версию Анализ активности НКО Нижегородской области в сфере занятости населения

Сорокин Даниил Владимирович
Аспирант
Московская финансово-юридическая академия, РФ, г. Москва

Аннотация. Передача услуг некоммерческим организациям является всемирным трендом. Некоммерческие организации зарекомендовали себя как эффективные поставщики социальных услуг. Не имея больших штатов сотрудников, представители некоммерческого сектора обладают огромным желанием, что в сфере социальных услуг может быть гораздо важнее.В данной работе будет рассмотрена активность некоммерческого сектора в Новгородской области, в основном, на примере их деятельности в сфере содействия занятости населения

Ключевые слова: Некоммерческие организации, волонтеры, Нижегородская область, сфера занятости

Некоммерческие организации хорошо зарекомендовали себя по всему миру, оказывая услуги в социальной сфере на довольно высоком уровне. Общемировая тенденция привлечения НКО к оказанию услуг пришла и в Россию. Российские ученые статьи И. В. Мерсиянова и В. Б. Беневоленский провели эмпирическое исследование, на основе которых можно дать такую характеристику сильных и слабых сторон НКО в России..

Начнём с сильных сторон. Исследователи выделили 5 преимуществ НКО, как поставщиков социальных услуг :

1. Гибкость социально ориентированной деятельности НКО;

2. Способность НКО привлекать к решению социальных проблем дополнительные ресурсы, такие как труд добровольцев и частные пожертвования;

3. Способность НКО продолжать социально ориентированную деятельность, развернутую в рамках совместных с государством программ и проектов при государственной поддержке, в условиях сокращения выделяемого на нее государственного финансирования;

4. Сравнительно небольшие масштабы деятельности и обслуживаемого контингента нуждающихся у каждой отдельно взятой НКО;

5. Способность обеспечить комплексный подход к решению проблем.

Однако несмотря на ряд преимуществ, НКО сталкиваются с рядом проблем. Частично мы уже упоминали о недостатках некоммерческих поставщиков, когда анализировали причины межсекторного сотрудничества, однако в этой части мы применим более практический подход. Анализируя проблемы мы обратимся к эмпирическим данным, собранными Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора при НИУ ВШЭ, опубликованным в статье И. В. Мерсияновой и В. Б. Беневоленского о слабых сторонах НКО.

Во-первых, одной из самых существенных проблем является отсутствие ресурсов у некоммерческих поставщиков. Многими экспертами выделяется проблема низких тарифов на услуги со стороны государства . Зачастую данные тарифы не позволяют НКО компенсировать затраты на оказание.. Наконец одним из факторов недостаточной финансовой базы НКО являются так называемые временные лаги. Это означает, что НКО приходится ждать довольно длительное время между реализацией услуг и их финансированием (временной лаг может составлять до 6 месяцев).

В преимуществах исследователи указали возможность НКО привлекать дополнительные ресурсы в том числе и трудовые. Именно с этим связано один из недостатков российских НКО. Дело в том, что компании обычно имеют специалистов по подбору кадров, в то время как в большинстве некоммерческих организаций таких специалистов нет.

Другой проблемой, связанной с трудовыми ресурсами является профессиональный дилетантизм. Непрофессионализм сотрудников может стать серьезным барьером для НКО на выход социальных услуг, так как без определенного уровня административного профессионализма и уровня подготовки персонала НКО не могут входить в региональные реестры поставщиков социальных услуг, а также в некоторых случаях не смогут участвовать в конкурсе на право заключения государственного контракта .

Перейдем от теории к практитке. Для того, чтобы дать характеристику состояния некоммерческого сектора в Новгородской области, обратимся к официальным данным. По данным Минюста к октябрю 2020 года в рассматриваемом субъекте федерации зарегистрировано 887 некоммерческих организаций, по данным Минэкономразвития 98 из которых имеют статус социально ориентированных НКО. По данным Новгородстата, территориального органа Росстата, в 2018 году было 60 фондов, из которых 29 имели форму благотворительного фонда, 11 общественных и 1 экологический фонд а в 2019 году всего фондов стало 63, при этом количество благотворительных и экологических фондов не изменилось, а в 2019 году общественных фондов стало 10[1]. Также в 2018 году была 81 Автономная некоммерческая организация, а в 2019 году их стало уже 96.

О специализации некоммерческих организаций в регионе судить трудно, однако мною была предпринята попытка провести такую оценку при помощи данных справочника НКО, который ведётся властями области. Недостаток этого метода является неполнота данных, в нем явно не учтены все 887 организаций и некоторые сферы деятельности согласно их классификации довольно схожи. Наиболее часто встречающимися видами деятельности НКО, согласно этому справочнику, являются социальная помощь населению и защита прав граждан (по 26 организаций)[2]. Тройку замыкают НКО в сфере культуры.

Рассмотрим меры поддержки НКО в Новгородской области. По данным, изложенным в файле реестра СО НКО области, можно сделать вывод о том, что в регионе применяется широкий спектр мер поддержки НКО[3]. Самый распространенный метод поддержки финансовый, и на сайте можно посмотреть, какие суммы получают НКО, однако сделать вывод о том, является ли эта помощь субсидией, грантом или чем-то ещё по этим данным невозможно. Что касается имущественной поддержки, то здесь описываются различные понижающие коэффициенты при расчете арендной платы. Как правило он составляет 0.05. Также широко применяются меры информационной поддержки, это самый распространенный метод поддержки. В рамках информационной поддержки проводятся различные семинары, консультации, оказывается помощь в изготовлении информационных материалов и т.д.

Рассмотрим меры экономической поддержки НКО, оказывающих услуги в сфере содействия занятости населения. Начнем с финансовых мер. Новгородская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов в 2016 году получила 3 142 000 рублей финансовой поддержки, что является одной из наиболее крупных сумм по данным реестра. В том же году по 750 тыс. рублей получили Новгородский областной совет женщин — региональное отделение общественной организации «Союз женщин России» и Новгородское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО». Гораздо меньше получила Новгородская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — 273 тыс. рублей. Финансирование этих организаций со стороны государства остается стабильным по сей день, однако остальные организации, которые упомянуты в этом реестре, как оказывающие услуги в сфере занятости получали лишь информационную поддержку от государства. Наряду с указанными мерами поддержки, НКО Новгородской области получали гранты в рамках конкурса фонда Президентских грантов. Об этом подробнее будет представлена информация ниже.

Стоит отметить, что в Новгородской области действует программа по содействию занятости населения с 2019 по 2025 года[4]. Согласно этой программе запланировано выделять гранты в форме субсидий некоммерческим на возмещение затрат, связанных с организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости. Конкретные цифры, которые уйдут некоммерческим организациям в рамках этих программ назвать трудно, потому что они посчитаны вместе с субсидиями другим организациям, можно лишь утверждать, что на обучение и переподготовку женщин, например, уйдет 4050,6 тыс. рублей в 2020 году, 7952,8 в 2021 году, и 10272,1 в 2022 году. Чуть больше уйдет по плану на обучение лиц старше 50 лет и лиц предпенсионного возраста. 5575,9 тыс. рублей в 2020 году и 19674,1 тыс. рублей в 2021 и 2022 годах.

Рассмотрим участие НКО в оказании государственных и муниципальных услуг в Новгородской области. Стоит отметить, что в реестре поставщиков социальных услуг включены 5 некоммерческих организаций, одна из которых точно оказывает услуги в сфере содействия занятости. Это АНО "Центр социального обслуживания населения "Забота«"[5][6]. Возможно, остальные 4 так же содействуют занятости, но на их сайтах, если есть какая-то информация о деятельности, то все написано общими словами. Как уже было сказано выше, государственные программы предполагают субсидии НКО в рамках содействия занятости, некоторые проекты получили гранты от фонда Президентских грантов, однако говорить о высокой вовлеченности НКО в оказание государственных услуг не стоит, так как по большей части в оказании именно государственных услуг по большей части принимает участие региональный центр занятости.

Перейдём к реализации проектов. Неоднократно уже упоминалось, что Новгородские НКО принимали участие в конкурсах фонда Президентских грантов и некоторым удалось победить на конкурсах в сфере содействия занятости. Так, например, общественная организация «Примирение» выиграла три конкурса на сумму более 5 млн. рублей. Пока что нет оценки их проектам, таким как «Благотворительная столовая» или «Меняем привычки — меняем жизнь», так как они ещё реализуются или закончились совсем недавно. Стоит также отметить активность уже упомянутого выше Всероссийского общества инвалидов. Им, так же, как и «Примирению» удалось выиграть грант более одного раза, однако им досталось гораздо меньше финансирования. За свои два победивших проекта они получили примерно 1 миллион рублей.

Рассмотрим подробнее один из их проектов — "Вовлечение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в сферу трудовой деятельности, основанной на современных цифровых технологиях«[7]. Основная идея проекта заключается в том, что люди, страдающие поражением опорно-двигательного аппарата, после обучения при помощи 3D принтеров занимаются изготовлением различных изделий: сувениры, игрушки, бижутерия, мелкая посуда, медали, значки и многое другое. Проект реализовывался в три этапа. На первом этапе была закуплена и налажена техника. На втором формировались учебные группы, отбирались преподаватели из числа преподавателей Новгородского государственного университета составлялись учебные планы и пособия, а также проводились групповые занятия и индивидуальные консультации. На третьем этапе уже шла непосредственно реализация полученных навыков. Двоим самым активным участникам проекта по итогам занятий обустроили рабочие места на дому, остальные 18 работали по очереди на двух принтерах в офисе проводящей проект организации. Проект был признан успешным и вот какую оценку можно найти на сайте конкурса президентских грантов : «Результаты реализации проекта сугубо положительные, позволяют хотя бы частично решить сложнейшую проблему трудоустройства молодых инвалидов, повысить их собственную самооценку, приобщить к новейшим цифровым технологиям. Цели и задачи проекта выполнены полностью. Результаты проекта широко освещались в СМИ. Полученный социальный эффект-доказательство возможности вовлечь лиц с проблемами здоровья в активную высокоинтеллектуальную трудовую деятельность. Рекомендуется проект продолжить и расширить.»

На основе изложенной выше информации можно сделать определённые выводы. Некоммерческие организации, пусть не очень активно, но задействованы в оказании услуг в сфере содействия занятости населения. Государство оказывает определённую помощь НКО в данной сфере, однако зачастую поддержка носит информационный характер. При этом НКО Новгородской области уже успели себя зарекомендовать, успешно реализовывая свои проекты, и некоторые из них можно назвать инновационными. Однако говорить о высокой вовлеченности некоммерческого сектора говорить не приходится, так как большинство услуг в данной сфере все ещё оказывается государственными организациями. Поэтому основная рекомендация для продолжения межсекторного сотрудничества заключается в том, чтобы власти региона присмотрелись более внимательно к проектам НКО, так как они предлагают действительно интересные и необычные идеи в сфере содействия занятости. Стоит обратить внимание как на новые идеи, так и на уже реализованные проекты, некоторые проекты, на мой взгляд, можно перенять. Есть надежда, что в дальнейшем сотрудничество между государством и некоммерческими организациями будет расширяться, так как 7 октября 2020 года Правительство включило Новгородскую область в пилотный проект по внедрению новых способов оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в том числе и в сфере содействия занятости населения[8]. Предполагается, что этот проект расширит доступ некоммерческих организаций к оказанию услуг и повысит качество их оказания.

Список источников:

1. Постановление Правительства Новгородской области от 14 июня 2019 года N 218 «О государственной программе Новгородской области «Содействие занятости населения в Новгородской области на 2019 — 2025 годы»

2. Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях //Вопросы государственного и муниципального управления. — 2016. — №. 4. С. 7-26;

3. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: https://novgorodstat.gks.ru/organizations (дата обращения: 08.10.2020);

4. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки. [Электронный ресурс]. URL: https://adm.novreg.ru/administration/reestr-sotsialno-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizatsij... (дата обращения: 08.10.2020)

5. Справочник НКО Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://ngnov.ru/spravochnik/index.html (дата обращения: 08.10.2020)

6. Реестр поставщиков социальных услуг Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://social.novreg.ru/postavshikam/ (дата обращения: 10.10.2020)

7. Сайт АНО «Центр социального обслуживания населения „Забота“». [Электронный ресурс]. URL: https://zabotacson.ru/index.php/uslugi/vidy-i-formy (дата обращения: 08.10.2020)

Ссылки:

[1] Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: https://novgorodstat.gks.ru/organizations (дата обращения: 08.10.2020);

[2] Справочник НКО Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://ngnov.ru/spravochnik/index.html (дата обращения: 08.10.2020)

[3] Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки. [Электронный ресурс]. URL: https://adm.novreg.ru/administration/reestr-sotsialno-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizatsij... (дата обращения: 08.10.2020)

[4] Постановление Правительства Новгородской области от 14 июня 2019 года N 218 «О государственной программе Новгородской области «Содействие занятости населения в Новгородской области на 2019 — 2025 годы»

[5] Реестр поставщиков социальных услуг Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://social.novreg.ru/postavshikam/ (дата обращения: 10.10.2020)

[6] Сайт АНО «Центр социального обслуживания населения „Забота“». [Электронный ресурс]. URL: https://zabotacson.ru/index.php/uslugi/vidy-i-formy (дата обращения: 08.10.2020)

[7] Сайт Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://xn—80ajpld2c.xn—80af5akm8c.xn—p1ai/award/about/424a3a9c-0218-4cdb-b6eb-81505c977b0b (дата обращения: 11.10.2020)

[8] Новостной портал Novgorod.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news.novgorod.ru/news/novgorodskaya-oblast-popala-v-spisok-regionov-v-kotorykh-izmenyat-spos... (дата обращения: 14.10.2020)