Евразийский
научный
журнал

Альтернативные способы использования текстов аудиозаписей на занятиях по английскому языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сахно Мария Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2018»  (март, 2018)
Количество просмотров статьи: 1029
Показать PDF версию Альтернативные способы использования текстов аудиозаписей на занятиях по английскому языку

Сахно Мария Николаевна
преподаватель
кафедры теории и практики английского языка
ГГУ им. Ф.Скорины
Беларусь, г. Гомель

Разнообразие аудиоматериалов для обучения иностранным языкам представляет широкие возможности для развития навыков восприятия речи на слух. Несомненно, данный вид деятельности важен для развития и формирования коммуникативной компетенции, однако зачастую тексты аудиозаписей, как правило находящиеся в конце учебников, используются очень ограниченно, в основном лишь как быстрый способ проверки понимания услышанного. Стоит отметить, что текст аудиозаписи обладает большим обучающим потенциалом и может применяться на каждом из трёх этапов работы с аудиозаписью: перед, во время и после прослушивания.

Перед прослушиванием.

· Преподаватель делит учащихся на пары или небольшие группы. Текст аудиозаписи разрезается на несколько частей (это могут быть как целые предложения, так и их фрагменты) и раздается учащимся в группах (каждый получает несколько частей, и, таким образом, весь текст записи распределяется между всей группой в целом). Опираясь на полученную информацию, необходимо предугадать содержание аудиозаписи сначала в парах или маленьких группах, а затем всей группой. Затем можно прослушать запись и проверить точность предположений.

· Текст записи разрезается на несколько абзацев. Затем учащиеся работают в парах, расставляя абзацы в правильном порядке. Правильность проверяется с помощью прослушивания записи.

· Преподаватель убирает некоторые слова из текста аудиозаписи. Студенты работают в парах, заполняя пропуски. Затем следует прослушивание и проверка. Использование интерактивной доски может значительно облегчить подготовку к данному виду работы, т.к. скрыть слова таким образом не составляет труда.

Во время прослушивания

· Учащиеся читают текст и слушают запись одновременно. На первый взгляд, такой способ может показаться бесполезным, однако в случаях, когда аудирование оказывается слишком сложным для понимания, он приемлем. Кроме того, наличие текста записи снимает тревогу, зачастую присутствующую во время прослушивания. Также этот вид работы можно использовать в случаях, когда остаётся недостаточно времени на занятии. Еще одним плюсом является экономия времени при подготовке.

· Преподаватель изменяет некоторые факты в тексте записи и раздает новую версию учащимся. Они слушают аудиозапись и исправляют неверную информацию. Данный вид работы развивает внимательность студентов и учит их замечать мелкие детали.

После прослушивания

· После прослушивания записи учащиеся отвечают на вопросы на понимание. Вместо устной проверки ответов преподавателем, студенты подчёркивают части текста записи, в которых даются ответы на данные вопросы, а затем зачитывают их. Такой вид заданий также не требует предварительной подготовки.

· Студенты выбирают фразу или выражение в тексте записи, которая им больше всего понравилась, и объясняют группе, почему они выбрали именно это выражение. Все выбранные фразы записываются на доске, а учащимся предлагается составить свои примеры, используя максимальное количество данных единиц в одном предложении.

· На доске записываются 5-6 фраз из аудиозаписи в произвольном порядке. Учащиеся в парах обсуждают, в какой последовательности были упомянуты данные фразы, а затем проверяют правильность ответов в тексте.

· Студенты работают в парах и ищут в тексте пары рифмующихся слов. Учащихся также можно разделить на небольшие группы и применить соревновательный элемент, где время поиска будет ограничено, а группа с наибольшим количеством рифмующихся пар побеждает.

· С целью развивать творческие способности учащихся, можно предложить им написать параллельную версию прослушанного текста, используя своё воображение. Затем новые версии озвучиваются в группах и выбирается самая интересная и необычная.

· После того, как студенты поработали с текстом некоторое время, они выполняют задание в парах, которое помогает развивать память и внимательность: один из учащихся в паре читает начало предложений из текста записи, а его/ее партнер должен попытаться вспомнить окончание. Если возникают трудности, читающий может помочь вспомнить недостающую информацию, но не давая прямой ответ.

· Учащиеся выбирают любое предложение из текста и записывает слова в неправильном порядке. Затем они обмениваются предложениями и восстанавливают правильный порядок слов. Проверка осуществляется с помощью текста аудиозаписи.

Выше представлены лишь некоторые методы работы с текстом аудиозаписей. Возможности создания разнообразных заданий безграничны — они могут использоваться для развития не только навыков аудирования, но и грамматических, фонетических и лексических навыков.