Евразийский
научный
журнал

Актуальные проблемы психологии в образовании

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зубова Оксана Сергеевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 2468
Показать PDF версию Актуальные проблемы психологии в образовании

А. В. Прилухина,
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»,
г. Мурманск, Россия

О. С. Зубова,
Педагог-психолог МБДОУ №12
пгт Никель, Печенгский район, Мурманская область

A.V. Priluhina,
FSBEI HE «Murmansk State Humanities University»,
Murmansk, Russia

O.S. Zubova,
educator-psychologist №12 settlement
Village of Nikel, Pechenga district, Murmansk region

Аннотация

В данной статье речь идет о современных проблемах психологии в образовании, решение которых необходимо осуществить в самое ближайшее время. Автор дает краткую характеристику наиболее актуальных проблем психологии в рамках современного образования, а также предлагает возможные направления их решения.

Ключевые слова: образование, ценностные ориентации, психология в образовании, психологическая подготовка педагогических кадров.

ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGY IN EDUCATION

Abstract

In this article we are talking about modern problems of psychology in education, the solution of which must be implemented in the nearest future. The author gives a brief description of the most actual problems of psychology in the framework of modern education, as well as offers their possible solutions.

Key words: education, value orientations, psychology in education, psychological training of pedagogical personnel.

Актуальность исследования по данной теме обусловлена тем, что те изменения, которые происходят в современном обществе в настоящий момент времени, начинают приобретать все более глобальное значение. Образование, представляя собой немаловажную часть социальной системы, не может обходиться без изменений. В Российской Федерации стремительно формируется информационное общество, в рамках которого в качестве стратегических факторов развития общества, а также предметов и результатов труда, начинают выступать такие составляющие, как информация и научные знания. Это связано с тем, что именно с грамотным и эффективным использованием информации исследователи связывают надежды на решение глобальных проблем энергетики и экологии, развитие науки и культуры, достижение принципиально нового уровня интеллектуального и духовного развития человека и социума, а также их переход на путь безопасного и устойчивого развития [1].

В это же время возрастает интерес гуманитарных наук к проблемам ценностей и ценностных ориентаций. В психолого-педагогическом направлении этот интерес имеет социально-практический вектор, поскольку определяется необходимостью ориентации современного образовательного процесса на формирование у всех субъектов образования социально позитивных ценностей как важнейшей, неотъемлемой составляющей результата образования и воспитания любого уровня.

Практическое решение этой сложной образовательной задачи порождает множество вопросов и проблем, требующих глубокого научного осмысления.

Так, например, необходим поиск ответов на вопрос о том, какие условия сегодня необходимо создать для того, чтобы профессиональное и личностное развитие педагога было максимально эффективным, а также о том, как именно сформировать у педагогов готовность к инновационным изменениям, к открытости образовательного пространства, а также мобильности и гибкости в рамках профессиональной педагогической деятельности. Если говорить в общем, то для того, чтобы решить проблемы теории психологии в образовательной области, необходимо обратить особое внимание на следующие составляющие:

— определиться в категориях проблем психологии в образовании;

— выделить такие аспекты в развитии образования, которые находятся в прямой взаимосвязи с природой человека (генетика, психофизиология и т.д.);

— оказывать максимальное содействие профессионально-личностному развитию педагогических кадров в рамках концепции непрерывного образования [2].

Та система обучения, которая ориентирована на развитие разнообразных видов социальной деятельности, в качестве своей основы имеет компетентностный подход. Дидактами и исследователями в области психологии образования выделяются три варианта формирования системы современного образования в рамках компетентностного подхода, а именно:

— обыденный способ, представляющий собой приобретение опыта на основании проб и ошибок;

— алгоритмический способ, который связан с освоением ориентировочной базы и последующего выполнения заданий в соответствии с основными параметрами и процедурами;

— метапредметный подход, который представляет собой самостоятельное нахождение алгоритмов и процедур, а также последующее осознанное и творческое их использование с целью решения повседневных, образовательных и иных задач [3].

В контексте вышесказанного особое место занимает ряд исследований, которые посвящены проблемам формирования доступной образовательной среды, в которой бы присутствовали функции и возможности учета особенностей обучающихся (причем как физического, так и психологического характера); а также исследований, которые посвящены проблемам возможности формирования процесса совместного обучения учащихся, имеющих разные возможности. Иными словами, ситуация личностного развития применительно к образовательному пространству, представляет собой одну из координат создания такого образовательного пространства, в рамках которого отношения, события и поступки направлены на актуализацию процесса смыслообразования и сдвигания мотивов в направлении целей деятельности, вызывая, таким образом, трансформацию образа мыслей и поведения [4].

Важно отметить, что при этом содержание образования приобретает ситуативно-контекстную форму. Носителями такого образования становятся события, возникающие в межсубъектных отношениях взаимодействия участников образовательной среды, а способом создания нового содержания образования — изменение траектории и технологии обучения самого педагога, его подготовки к профессиональной деятельности нового вида, становления ее как субъекта, доминанты своей жизненной активности [5].

Таким образом, на основании исследования по данной теме можно сделать общий вывод о том, что в качестве цели современного образования выступает воспитание и социально-педагого-психологическая поддержка становления и дальнейшего развития компетентного и творческого гражданина Российской Федерации, обладающего, помимо перечисленного, инициативностью и высокими нравственными качествами. Вектор ориентации идеологии системы современного образования должен лежать в направлении высшей ценности, под которой понимается человек, реализующий свой творческий потенциал во взаимодействии с окружающим миром, природой и обществом. Та ситуация, которая к настоящему моменту сложилась в психолого-педагогической науке, требует разработки современных концепций, а также расширения исследований закономерностей психического, личностного, социального и творческого развития человека в условиях современной действительности. Те изменения, которые протекают в политической, национальной и общественной сферах, определяют основные целевые ориентиры в области подготовки будущих специалистов, которые будут способны вести свою профессиональную деятельность в рамках современных социокультурных условий.

Актуальным становится формирование через систему российского образования социальных отношений, наиболее благоприятных для каждого человека и общества в целом. Под современной образовательной средой понимаются образовательные учреждения разного типа и взаимодействующие с ними общественные и государственные организации, которые создают условия для развития и социализации человека. Перед высшей школой стоит проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогических кадров

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография / Под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой; Урал. гос. ун-т. — Екатеринбург, 2015. — 304 с.
  2. Баринова Е. А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. —  8. — С. 9–14.
  3. Сериков В.В. Сможем ли мы подготовить компетентного педагога? Парадоксы и перспективы педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. —  11 (75). — С. 30–33.
  4. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. — 2014. —  1. — С. 4–34.
  5. Слободчиков В.И. Психологическая антропология и современное образование // Педагогическое образование и наука. — 2014. —  3. — С. 112–116.

Ссылки

  1. Слободчиков В.И. Психологическая антропология и современное образование // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 113.
  2. Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография / Под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой; Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 201.
  3. Баринова Е. А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. −2013. № 8. С. 10.
  4. Сериков В.В. Сможем ли мы подготовить компетентного педагога? Парадоксы и перспективы педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 31.
  5. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1. С. 22.