Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бакшеева Алена Андреевна
Бакалавр КФУ им. В.И. Вернадского,
Россия, РК, г. Симферополь
E-mail: alyona110803@mail.ru
Научный руководитель: Сенюшкин Евгений Александрович
к.п.н. доцент, кафедра "Политических наук и международных отношений"
КФУ им. В.И. Вернадского
Россия, РК, г. Симферополь
Аннотация
В статье рассматривается понятие актора экологической политики как неотъемлемого субъекта нового информационно развивающегося общества. Статья посвящена обзору основных экологических акторов, действующих в мировой экологической политике. Цель статьи заключается в выявлении политических особенностей акторов экологической политики, позволяющих им оказывать вляние на мировую политику. Рассмотрены основные терминологические аспекты понятия актор экологической политики. Предложена классификация экологических акторов в мировой практике. Особое внимание обращается на крупные мировые экологические организации, являющиеся сегодня акторами международных отношений.
Ключевые слова: экологическая политика, экология, мировая политика, актор экологической политики, субъект экологической политики, государство, национальная экологическая политика, экологическая организация.
Экологическая политика сегодня приобретает особую форму актуальности в связи с различными новыми и нестабильными процессами мировой политики. Экологическое регулирование мировых процессов происходит посредством специальных участников системы международных отношений, которые называются акторами. Именно они формируют экологическую повестку, а также реализуют механизмы ее развития.
Актор экологической политики — это непосредственный участник системы экологических отношений в целостной системе мировой политики и международных отношений, который своими действиями производит экологическое регулирование на разных уровнях. Экологические организации, общественные движения, государства и политические партии выполнят роль акторов международной экологической политики. Акторы экологической политики формируют у населения экологические ценности и экологическую культуру [1].
Мировыми экологическими акторами являются национальные государства, международные экологические организации и международные экологическое партии глобальной направленности.
Экологическая организация — это общественное объединение на основе общих интересов и целей, перспектив развития, имеющее свою четко определенную структуру, инструменты влияния, деятельность которого направлена на защиту окружающей среды, стабилизацию и улучшение экологической обстановки в мире [6].
Экологическая мысль берет свои начала с активной политизации темы экологии в ХХ веке. Несмотря на то, что экологическая идея буквально сразу же с момента своего зарождения стала научной, а также общетеоретическая аргументации экологической идеи приобрела значение политического формата, первые международные экологические организации появляются только в
Первые экологические организации, которые являются основными акторами экологического регулирования, возникают во второй половине ХХ века, следовательно, примерно в это же время появляются и первые экологические партии и «зеленые» общественные движения. Тем не менее получать достаточный уровень поддержки политические партии экологической направленности стали не сразу, а только в самом конце ХХ века — начале ХХI века. Появление политических «зеленых» движений было исторически обусловлено. В это время электоральный запрос был ориентирован на абсолютно новую повестку завтрашнего дня. Общество, пережившее несколько кризисных этапов, требовало глобального обновления в политической системе, «Зеленые партии» стали как раз тем самым спасением для кандидатов во власть. Произошло четкое обозначение экологических проблем в обществе, поэтому появление такого рода партий стало очень перспективным [7].
Существует также множество классификаций акторов экологической политики. Например, по характеру экологических участников существует разделение на государства, международные организации, общественные движения, союзы и политические партии [8].
По охвату экологического воздействия бывают локальные, региональные и мировые экологические организации.
По специфике воздействия выделяют водные, природные, зоологические, лесные организации.
По количеству членов участников определяют многочисленные (от
По масштабу признания и солидарности также выделяют всемирные, национальные и гражданские экологические организации.
По способу взаимодействия существуют открытые (существуют возможность и особая процедура принятия экологических акторов в международную экологическую организацию) и закрытые (деятельность только в рамках одной страны без возможности включения других государств) международные организации [1].
Самые известные международные экологические организации это — Международный Зелёный Крест, Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Гринпис, BirdLife International (международная организация по защите всех видов птиц), Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund), Global Nest, Всемирное общество защиты животных (ВОЗТ) (World Society for the Protection of Animals (WSPA)), Глобальная сеть экологической маркировки (Global Ekolabelling Network (GEN)), Глобальный экологический фонд (ГЭФ, Global Environment Facility, GEF), Экологический союз (Экосоюз), Европейское агентство окружающей среды (ЕАД) (англ. European Environment Agency (ЕЕА), Инициатива «Хартия Земли», программа ООН по окружающей среде — UNEP (United Nations Environment Programme), Институт всемирного наблюдения, Институт проблем экологии и эволюции, Немецкий Институт развития территориальных общин (ICDU), Клуб «Сьерра» (Sierra Club), Лесной наблюдательный совет (Forest Stewardship Council, FSC), Международный союз охраны природы (МСОП, International Union for Conservation of Nature, IUCN), Партизанское садоводство (Guerilla Gardening, guerrilla gardening), «Рада деревьев» (The Tree Council), Фонд Чарльза Дарвина (Fundación Charles Darwin, Charles Darwin Foundation), Чернобыльский форум (Chernobyl Forum) [9].
Экологические организации выступают центрами политического давления, которые в рамках глобального соперничества великих держав и актуализации их национального интереса, приобретают яркий характер политического антагонизма, выражающийся в воздействии «мягкой силы» мировой зелёной политики. Под предлогом экологического регулирования вполне возможно осуществлять своё влияние и проводить свою политику косвенными или непрямыми методами воздействия в определенном регионе. Такими методами как раз и выступают международные рекомендательные акты или миссии, конференции экологических организаций [2].
«Озеленение» политики активно наблюдается в конце XIX — начале XX века, ведь на арену мировой политики выходят партии «зелёных» в совершенно разных регионах и государствах. Необходимость корректного и эффективного мирового экологического регулирования начинает обозначаться перед всем миром [3]. Этому вызову эффективно отвечает один их очень важных экологических акторов «нового века» — сформировавшаяся в самом начале XXI века «Европейская партия зелёных», которая призвана объединить все страны мира в борьбе за общее экологически чистое и безопасное будущее. Данная партия утверждает, что для деятельности экологических акторов сегодня нет границ, но есть общие цели, экологические вызовы и глобальные задачи [4].
Сейчас акторы международной экологической политики переживают новый этап, который называется «Новый мировой экологический порядок», и его развитие приходится на 2000-2010-е годы. В это время ясно и ярко обозначаются понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Также происходит концептуализация идей привлечения внимания к экологическим проблемам и проблемам охраны окружающей среды. Начинаются обновления в экологических институтах общества, расширяется количество акторов экологической политики, а также их роль. Появляется большое количество новых экологических партий и общественных движений, а также происходит разделение «зеленых» партий на экологические партии левого, правого и даже центристского толка. Этот период можно ещё назвать «глобальным обновлением экологической политики» [5]. Ведь именно в это время получает практическое и научное подтверждение идея о том, что экологическое регулирование должно осуществляться на уровне государственном и на комплексном международном уровне. Государства в этот период активно включают в свои доктрины национальной безопасности и разделы об экологической безопасности. В это время также появляются современные «зеленые» или «неозеленые», которые хотят полностью обновить сложившийся порядок международные отношений посредством глобального перераспределения природных ресурсов и внедрения «зеленой энергетики», которая подразумевает полный отказ от нефтяной и газовой энергетики, что непосредственно затронет мировую экономику, а мировой рынок, в свою очередь, повлияет на расстановку политических сил и державной мощи на арене международных отношений.
Однако, не стоит забывать о том, что государственное или национальное регулирование экологических вопросов является, в первую очередь, предметом ведения государства как самостоятельного и суверенного субъекта международных отношений. Исходя из этого, можно сказать, что государства всегда будут иметь существенные разногласия по методам экологического регулирования. Каждая страна обладает собственными культурно-цивилизационными особенностями, чем и обуславливается уникальность экологической политики каждого государства. Именно здесь велика роль экологических организаций как основных акторов экологической политики — они являются системой сдержек и противовесов для каждого государства, сглаживая их экологические различия, они приводят государства к общему полезному и необходимому для определенного региона экологическому решению [7].
В итоге, можно сказать, что международные организации и интеграционные объединения, глобальные экологические проекты становятся полноценными и полноправными участниками системы международных отношений. Постепенно стирается и традиционная грань акторного взаимодействия, когда сотрудничество по политическим вопросам осуществлялось по линии «государство — государство», а сегодня данная схема претерпевает трансформацию в сторону более гибкого и разнообразного подходного взаимодействия, например, «государство — международная организация» или «город — интеграционное объединение». Такое разноплановое, многоуровневое сотрудничество помогает эффективнее осуществлять экологическую регуляцию в рамках всего мирового пространства. Получается, что экологическая политика и экологические проблемы становятся особым объединяющим фактором в экологической политике XXI века. Однако роль интеграционных объединений и международных организаций все равно не превосходит непосредственное государственное и национальное регулирование экологических проблем, а также лидирующих ролей влиятельных государств в создании трендов мировой политики.
Таким образом, можно отметить, что экологическая политика является активной составляющей внутренней и внешней политики государства на мировой арене сегодня. Акторы экологической политики являются неотъемлемыми субъектами гражданского общества, а механизмы реализации экологической политики распространяются, трансформируется и развиваются в мировой практике.
Список литературы
1. Беннетт Дж. Пульсирующая материя. Политическая экология вещей / Дж. С. Миллер. Беннетт — Великобритания: HylePress, 2018. — 220 c.
2. Глушенкова Е.И. Экополитология как направление научных исследований: возникновение и эволюция / Е.И. Глушенкова // Политическая наука. — 2010. — № 6. — С. 76 — 80.
3. Каранда А.В. Экологическая политика: понятие, виды, принципы / А.В. Каранда // Молодой ученый. — 2020. — № 3. — С. 352 — 354.
4. Крыжова М.И. Проблемы становления системы глобальной экологической безопасности / М.И. Крыжова // Вестник СПбГУ. — 2007. — № 6. — С. 267 — 273.
5. Марфенин Н.Н. Ресурсы экополитики в современном мире / Н.Н. Марфенин, С.А Фомин // Международный независимый эколого-политический университет «Россия в окружающем мире». — 2019. — № 8. — С. 28 — 35.
6. Милио Н. Формирование здоровой государственной политики: развитие науки путем овладения искусством: экологическая основа для политических исследований / Н. Милио // Международная организация содействия здоровью. — 1997. — № 18. — С. 35 — 46.
7. Небел Б.М. Наука об окружающей среде: Как устроен мир / Б.М. Небел — Москва: «Мир», 1993. — 424 с.
8. Панин В.Ф. Экология: Общеэкологическая концепция биосферы и экономические рычаги преодоления Глобального экологического кризиса; обзор современных принципов и методов защиты биосферы: Учебник для вузов. / В.Ф. Панин, А.И. Сечин, В.Д. Федосова — Томск: «Томский политехнический университет», 2014. — 327 с.
9. Сенюшкин Е.А. Экополитологическая парадигма: истоки и современность / Е.А. Сенюшкин // Вестник СевНТУ. — 2008. — № 6. С. 227 — 231.