Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Трубачева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №5 с УИОП
г. Шебекино Белгородской области"
Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академическую одаренность).
Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).
Академически одаренных детей специально объединяют в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг обоснован, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети имеют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мыслительных операций на высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной деятельности и интеллектуальным развитием существует, но среди академически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная программа рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. на возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению академически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школьниками. Полное слияние понятий академической одаренности и интеллектуальной одаренности не допускается ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.
Критерии определения академической одаренности для детей младшего школьного возраста, основываясь на требованиях базовых учебных курсов.
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет богатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует умение читать.
Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонстрирует необычное для своего возраста понимание математических отношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
Академически одаренных детей на всех этапах школьного обучения (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным достижениям.