Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ермошин Павел Юрьевич
Магистрант 1 курса,
ФГБОУ Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина,
кафедра Административного права и процесса,
Россия, г. Москва
E-mail: ermoshin.pavel@mail.ru
E-mail: bela_007@bk.ru
Административный договор является одним из признанных источников права в России. Данные договоры характеризуются несколькими признаками: целью договора являются общественно важные (публичные) интересы; хотя бы одной из сторон данного договора является орган, обладающий властными полномочиями; как особый вид договоров имеют особенную нормативную базу [1]. Можно выделить несколько видов подобных договоров: договоры о компетенции, договоры о сотрудничестве, договоры о поступлении граждан на государственную службу [2]. Учитывая динамичность изменения общественных отношений в избирательном праве, не удивительно, что для регулирования подобных отношений широко используются не только нормативно-правовые акты, но и административные договоры. Подобная практика складывается в рамках общей тенденции повышения роли административного договора как источника права [3].
Учитывая, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (именуемая далее — ЦИК РФ) возглавляет систему избирательных комиссий РФ [4], административные договоры с участием названного государственного органа далеко не редкость. Однако так ли названные источники права важны, чтобы определять положения связанные со статусом ЦИК РФ? Ярким примером таких договоров служит «Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 01.09.2016, в котором в частности закреплены формы этого взаимодействия: взаимный обмен информацией, консультации, проведение проверок, издание актов [5]. Также существует «Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы» от 24 февраля 2016 года, целью которого является содействие при подготовке и проведении выборов, референдумов. В рамках взаимодействия между органами проверяется достоверность сведений о размере и источниках доходов кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, об участии в коммерческих организациях; анализируются данные, указанные юридическими лицами при перечислении пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, а также политическим партиям и их региональным отделениям [6]. Активно административные договоры регулируют отношения между ЦИК РФ и образовательными организациями, иллюстрацией этого служит «Соглашение о сотрудничестве между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением „Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова“ (юридический факультет)» от 23 января 2015 года [7]. Практика взаимодействия избирательных комиссий с ведущими вузами страны, как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе и в рамках заключённых соглашений о сотрудничестве, показала свою эффективность и сегодня получает достойное развитие.
Регулирование отношений с участием ЦИК РФ в рамках административных договоров носит обширный многоаспектный характер. Субъектами данных отношений являются как органы власти, так и образовательные учреждения; рассмотренными соглашениями регулируются как вопросы предоставления и обмена информацией со стороны федеральных органов власти, так и вопросы науки и образования. Данные факты говорят о том, что административные договоры являются важным источником, который служит для определения статуса ЦИК РФ.
Список литературы