Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Значение словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Крылова Любовь Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 2425
Показать PDF версию Значение словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Крылова Любовь Васильевна,учитель МКОУ "Дивеевская школа - интернат"
(Нижегородская обл., Дивеевский р-н, п.Сатис)



МКОУ «Дивеевская школа-интернат», п.Сатис Дивеевского района

Учебный предмет «Русский язык» в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка как «человека».

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» - около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы , выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение обучающимися их написания достигается путем употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.

Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью,- это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико -  орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д.

Особенно велико значение словарной работы в специальной(коррекционной) школе VIII вида.Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида определяет следующие задачи словарной работы.

1. Обогащение словаря обучающихся.Систематическое ознакомление обучающихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, на урокахчтения,географии,естествознания, математики, истории, труда и рисования, а также на всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.Обучающиеся с интеллектуальным недоразвитием нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.

2. Активизация словаря. Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися.Данные задачи реализуются на всех уроках письма и развития речи, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие речи) и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Так как значение слов и их форм можно уточнить только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли. В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приемы: упражнения и дидактические игры, загадки, сравнение предметов(по зрительному восприятию и по памяти). Большой эффект для обогащения словаря имеют показ кинофильмов, чтение художественных произведений. Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра.

Учитель обязан повседневно заботиться об увеличении активного словаря учащихся, накапливать этот словарь из урока в урок. Рекомендуется слова из активного словаря записывать в орфографические словарики. Слова, не предусмотренные программой, нужно тоже записывать в словари и вести с ними работу

 Задача не в том, чтобы научить обучающихся употреблять красивые слова и обороты речи, взятые из стихотворений, а в том, чтобы они могли использовать простые и точные слова для ясного выражения своих мыслей и чувств.


Литература:

1. Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксенова , С.Ю. Ильина.- М.: Просвещение, 2011.- 335 с.

2. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика,1977.-200с.