Евразийский
научный
журнал

Значение развития коммуникативных качеств личности в подростковом периоде

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лукомец Анна АЛЕКСАНДРОВНА
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 6722
Показать PDF версию Значение развития коммуникативных качеств личности в подростковом периоде

Аннотация: В статье раскрываются теоретические аспекты изучения коммуникативных качеств личности в отечественной психологии, необходимых для успешной самореализации, для раскрытия своего потенциала. Дается понятие коммуникации и коммуникативных качеств. Также рассматриваются особенности психического развития человека и особенности общения в подростковом периоде. Делается вывод о значении развития коммуникативных качеств в подростковом возрасте.

Summary: In article theoretical aspects of studying of communicative qualities of the personality in domestic psychology, necessary for successful self-realization, for disclosure of the potential reveal. The concept of communication and communicative qualities is given. Also features of mental development of the person and feature of communication in the teenage period are considered. The conclusion about value of development of communicative qualities at teenage age is drawn.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные качества, подростковый период.

Keywords: communication, communicative qualities, teenage period.

Коммуникация - (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже - при помощи других знаковых систем).

Коммуникативные (качества) - способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия [13].

Введение

В отечественной психологии дается достаточно глубокий анализ общения людей и в частности тех качеств личности, которые необходимы для успешной коммуникации. Бодалев А.А., например, говорил о развитии направленности на других людей и акцентирование личности, прежде всего на положительные качества в другом человеке, это способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. Также придавалось значение познавательным процессам: высокой устойчивости внимания, умении его распределять, наблюдательности человека, его памяти и мышлению, то есть способности анализировать поступки людей и видеть за ними мотивы. Немаловажное значение имела способность человека проникать во внутренний мир другого, видеть происходящее его глазами и умение сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою [ 3].

Об эмпатии и общительности, как о важных личностных особенностях человека, которые показывают, насколько личность готова к эффективному общению с окружающими, говорила Мудрик А.В. При этом общительность и противоположное ему качество - замкнутость не устойчивы, данные качества меняются в связи с постепенным развитием психики ребенка[ 9 ].

Жемчугова Л.В. В своем исследовании доказала, что качественные особенности общительности, находятся в соотношении со свойствами темперамента, на различных этапах взросления [ 6 ].

Еще Б.Г. Ананьев отмечал, что общительность включает в себя отношения человека к другим людям, его способности, мотивы и результат общения, таким образом, общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим благополучность общения [ 1 ].

Панферов В.Н. отмечал, что положение личности в той или иной группе определяется коммуникативными особенностями, информационно-коммуникативной активностью. Именно эти особенности отмечаются в свободных характеристиках лидеров и авторитетов. Лидеры и авторитеты чувствуют свою роль в группе и чаще удовлетворены своим положением в ней [ 11].

Способность к общению и результативность также зависит от склада характера, индивидуальных свойств личности, важнейшими из которых являются организаторские и коммуникативные качества. Уровень развития таких качеств как: деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, сила воли, позволяют определить насколько грамотно человек способен строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности [ 4 ]. 

Особенности подросткового периода

Подростковый возраст, этот период в жизни каждого человека, в котором он проходит через внутренние конфликты с самим собой, конфликты с другими, где происходит осознание человеком своих личных особенностей и своих интересов. Для подросткового периода характерен подростковый кризис, который, как отмечается многими исследователями, приходится на возраст 12-14 лет. Многие ученые считают, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу их недостаточной зрелости [7, 10].

Для подросткового периода характерны новообразования, которые обуславливают особенности поведения и общения подростков. Чувство взрослости толкает подростков на внешнее мятежное и демонстративное поведение, стремление освободиться из-под контроля и опеки взрослых. Происходит развитие самосознания, склонность к рефлексии. Поскольку основной формой самосознания является сравнение себя с другими людьми, критическое отношение к себе, подростки боятся быть отвергнутыми. Несмотря на то, что у подростка велика потребность в доверительном общении и дружбе, они часто могут избегать общения из страха не понравиться другому человеку. Поэтому и возникают у многих проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Известно, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Именно в нем, подросток расширяет границы своих знаний, постигает разные формы взаимодействия человека с человеком, учится отстаивать право на самостоятельный выбор из большого спектра возможного поведения. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность. Успехи в среде сверстников ценятся очень высоко. В подростковых объединениях стихийно формируются свои кодексы чести, включающие в себя равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Карается предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность, зазнайство. Подростка, продемонстрировавшего подобные качества, могут игнорировать, саботировать общение с ним, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах. Кроме того, подростки очень жестко оценивают сверстников, не имеющих своего мнения, кто не может отстаивать свои права и интересы [ 5,10 ].

Стремление подростка идентифицироваться со сверстниками, порождает потребность в дружбе. Сама дружба становится одной из значимых в общечеловеческой культуре ценностью. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: взаимовыручка, взаимопомощь, риск ради другого человека [8 ].

Многочисленные исследования отечественных ученых показывают специфику коммуникативного взаимодействия подростков. Так, например, наиболее трудными сферами для общения оказались ситуации с одной стороны, связанные с неумением принимать и оказывать сочувствие и поддержку другому человеку. Данные ситуации сопряжены со сложившимся стереотипом в обществе, где не принято свободно выражать собственные чувства, и присутствует страх принятия собственных отрицательных эмоций. С другой стороны, ситуации, связанные с неумением реагировать на несправедливую критику и задевающее провокационное поведение. Такие ситуации возникают в результате отсутствия адекватных и конкретных навыков реагирования [12 ].

Было выявлено, что особенности общения подростков связаны с их тревожностью: у более общительных подростков менее выражены общая тревожность, тревожность в отношениях со взрослыми, в ситуациях самовыражения, оценки окружающими, а у менее общительных, напротив, более высокие показатели тревожности в отношениях со взрослыми, в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний, также у таких подростков снижена психическая активность в стрессогенных ситуациях [ 2 ].

Наличие специфических психологических особенностей в личностном плане, в эмоциональной сфере, в области межличностных отношений и в поведении, объясняют возникновение коммуникативных трудностей в общении подростков. Так были выявлены две группы подростков. У одних чаще всего формируются тревожно - боязливый и циклотимический типы акцентуаций характера. В отношениях с людьми они авторитарны, эгоистичны и подозрительны, в конфликте они не умеют сотрудничать и предпочитают стратегию избегания. Для подростков этого типа характерна предельно высокая ситуативная и личностная тревожность, неуравновешенность, отрицательный эмоциональный фон, подчиняемость, высокий самоконтроль в общении. Другая группа подростков склонна компенсировать коммуникативные трудности в общении посредством проявления авторитарности, эгоцентризма и подозрительности. Эта группа подростков имеет другие психологические характеристики: цикличность настроения, зависимость настроения от внутренних факторов, независимо от обстоятельств, стратегия соперничества или избегания в конфликте[12].

Заключение

Теоретический анализ показал, что развитие коммуникативных качеств в подростковом возрасте имеет огромное значение для последующего развития и становления личности. Различные нарушения общения еще в раннем детстве, которые усугубляются особенностями психического развития в подростковом возрасте, приводят к недоразвитию коммуникативной функции речи, несформированности навыков общения, к неспособности правильного установления взаимоотношений, утере эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками. Все это приводит к последующей социальной дезадаптации человека в обществе, к неуспешности в профессиональной деятельности, в личной жизни, поскольку немаловажно уметь устанавливать деловые и дружеские контакты.

Если подросток в общении с друзьями и взрослыми людьми не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. В результате психологических исследований было установлено, что чувство отчужденности и одиночества возникает не только в результате отсутствия круга общения и значимых связей, но в том числе и низком уровне развития его коммуникативных способностей.

В связи с этим ставится вопрос о подготовке человека к общению, о развитии у него необходимых коммуникативных качеств, для эффективного вхождения в социальную среду, для самореализации и самосовершенствования. Процесс повышения коммуникативной компетентноти будет эффективным только тогда, когда у подростка будет актуализирована внутренняя готовность к саморазвитию, будет сформирована мотивация на совершенствование своих коммуникативных качеств и умений.






Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О пpоблемах совpеменного человекознания. - М., 1977 – 93с.
  2. Арутюнян Т.А. Особенности соотношения общительности и тревожности подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2012.
  3. Бодалев А.А. Психология общения. - Воронеж: НПО Модек, 1996 - 256с.
  4. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. - Талин: Центр информационных и социальных технологий Регалис, 1998- 108с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2006.- 125-133с.
  6. Жемчугова Л.В.Исследованиединамических арактеристик общительности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1987 -18с.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. - М.: ТЦ Сфера, 2006 - 464 с.
  8. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997 г.
  9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984 – 173с.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. Высш.учеб. заведение /В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр Академия, 2007 - 608 с.
  11. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дисс. д-ра психол. наук / ЛГУ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983 – 31с.
  12. Пыжова К.В. Психологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении: Автореф. дисс. канд. психол. Наук. - Ростов-на-Дону, 2009.
  13. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева., 2001.