Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Трубачева Елена Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2270
Показать PDF версию Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Трубачева Елена Владимировна
учитель химии
ОГАОУ "Академия футбола "Энергомаш"
г. Шебекино Белгородской обл.

Учащиеся, как и их недальновидные родители,  в настоящее время мало внимания уделяют состоянию своего здоровья, так как большинство приоритетов современного мира часто связаны с материальным благополучием, с зарабатыванием денег. А именно состояние здоровья определяет уровень успешности человека, его профессиональные возможности.    Начинать заботится о своём здоровье необходимо и в семье и в школе, но основная ответственность ложится на школу, потому что именно в школе ученики проводят большую часть своего времени. Вот почему каждый учитель на своих уроках обязательно должен использовать здоровьесберегающие технологии.

Как пишет В. Д. Сонькин: «Здоровьесберегающая технология — это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями); соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим».

Всё это правильно и соблюдается на грамотно построенных уроках учителей-предметников. Но на уроках химии, где учащиеся изучают вещества и их свойства, открываются новые возможности для формирования взглядов учащихся на здоровый образ жизни: отказ от курения, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ; использовании в повседневной жизни средств бытовой химии, косметики и личной гигиены.

Приведу примеры, что  я лично использую в своей практической деятельности в этом направлении.

В 9 классе, рассматривая металлы главной подгруппы II группы, использую такое задание: Магний часто называют «металлом жизни», т. к. он участвует в более чем трёхстах реакциях необходимых для функционирования организма: выработка многих ферментов, активация работы структурных элементов, синтез белков, выработка энергии. Суточная потребность магния для человека 0,4 г. Найдите массу ортофосфата магния,  которая отвечает потребляемой каждый день человеком массе элемента магния?

В 9 классе после изучения темы «Серная кислота и её соли» применяю практико-ориентированные задания на уроках, например такого содержания:  оксид серы (IV) применяют для уничтожения бактерий, микробов, как консервант при сушке кураги и чернослива. Рассчитайте, какую массу и какой объём займёт оксид серы (IV) количеством вещества 2 моль (н. у.).

Ученики должны не только научиться проводить расчеты в химии, но и знать какие вещества попадают в их организм вместе с продуктами питания.

При изучении темы «Спирты» в 10 классе провожу «Урок-суд над этиловым и метиловым спиртом». Учащиеся с интересом воспринимают поступающую от товарищей информацию о воздействии алкоголя на организм подростка. Для придания большей значимости уроку, приглашаю принять в нём участие врача-нарколога из местной поликлиники. Подкрепляю выступления учащихся интересными видеофрагментами социальной рекламы из Интернета о воздействии алкоголя на внутренние органы человека.

В 11 классе, изучая материал по теме «Бытовая химическая грамотность», знакомлю учащихся с составом многих веществ, свойствами этих веществ и их влиянии на здоровье человека. На таком уроке большой интерес вызывает информация по теме «Что скрывается за буквой Е на пищевой упаковке?» 

После изучения тем «Жиры», «Углеводы», «Белки» в 10 классе провожу устный журнал «Основы правильного питания».

 Такие уроки способствуют не только формированию здорового образа жизни, но повышают мотивацию учащихся к дальнейшему изучению химии.

Каждый выпускник школы должен знать о влиянии на его организм химических соединений, которые попадают в него при обращении с веществами, окружающими его в повседневной жизни. Это знание позволит ему сохранить своё здоровье и возможно здоровье будущих детей, что очень актуально в настоящее время.