Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бердукаева Луиза Сайд-Эминовна
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Принятие Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года ознаменовало радикальный разрыв с господствовавшей в советский период авторитарной системой государственного устройства и переход на рельсы политической демократии и реального федерализма. Если в советский период принцип разделения властей считался «буржуазным», то в современной Конституции РФ этот принцип нашел свое реальное воплощение.
Автор подчеркивает, что для такой многообразной в природно-географическом, этно-национальном, конфес сиональном, социокультурном и экономическом отношениях страны, как Россия, оптимальным является федеративное устройство, поскольку неразрывное единство, жизнеспособность, межнациональный и социальный мир и благосостояние Россия может обеспечить себе лишь на путях построения правового федеративного государства, характеризующегося органическим сочетанием элементов централизации и децентрализации власти и системы управления Федерализм, плюралистическая демократия и правовое государство выступают в качестве неотъемлемых составных частей единой модели государственного устройства, что находит выражение в органическом сочетании горизонтального разделения власти между тремя самостоятельными ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной — и вертикальным разделением власти между тремя уровнями власти — федеральным, региональным и местным. [1]
Ключевым средством реализации принципа вертикального разделения власти является разграничение предметов ведения между федерацией, субъектами федерации и местным самоуправлением на принципах субсидиарное, которые, согласно Конституции и действующему законодательству Российской Федерации, в пределах своих полномочий осуществляют возложенные на них функции самостоятельно, без вмешательства в компетенции друг друга. При этом разделение властей отнюдь не означает раздельное их существование, поскольку они, дополняя друг друга, составляют интегральные составляющие единой государственной власти, юрисдикция которой распространяется на всю территорию и на всех граждан Российской Федерации. Такое единство обеспечивается Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления
Принцип разделения властей, как и другие институты современной демократии не статичен, он непрерывно развивается и совершенствуется на разных этапах развития общества Оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в России еще не устоялись и требуют дальнейшего совершенствования
Российская модель разделения властей сопоставима с моделями, распространенными в Латинской Америке, где конституции провозглашают принцип разделения властей, но на практике президент и правительство занимают привилегированное положение по отношению к другим ветвям власти Сегодня многие российские политологи отмечают, что система разделения властей в России все больше смещается в сторону исполнительной власти, причем полномочий у президента значительно больше, чем у правительства
Сегодняшние проблемы, затрудняющие эффективное взаимодействие властей, связаны также с наличием сферы совместного ведения РФ и ее субъектов, предусмотренной Конституцией РФ. Существенным недостатком, затрудняющим взаимодействие властей по вертикали, является отсутствие федерального закона, закрепляющего механизм согласительных процедур для устранения разногласий между органами государственной власти РФ, на что указывают многие современные исследователи Действительно, принятие такого закона могло бы значительно усилить сложившуюся систему разделения властей
Во всех ветвях власти для повышения эффективности управления необходима последовательная борьба с бюрократизмом, разрастанием административных звеньев на всех уровнях. Именно бюрократизм часто мешает эффективной реализации принципа разделения властей.
Таким образом, сегодня институт разделения властей в России требует пристального внимания не только профессиональных политиков и политологов, но и гражданского общества.
Литература: