Евразийский
научный
журнал

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Смелая Анна Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2020»  (август, 2020)
Количество просмотров статьи: 218
Показать PDF версию Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися

Смелая Анна Сергеевна
учитель-логопед
МБОУ СОШ №3 г.Шебекино Белгородской области
E-mail: an.smelaja@yandex.ru

Аннотация: Успех логопедической работы во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Ключевые слова: коррекция нарушений речи, работа с родителями, формы взаимодействия логопеда и родителей.

Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать учителю-логопеду, планируя работу с семьёй.

Значимость взаимодействия с родителями обучающихся с речевыми нарушениями, трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают логопедические занятия. Беда многих современных родителей — это отстранённость и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех логопедической работы во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагога. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Групповые консультации, семинары — очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный полезный материал, привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Можно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

Ещё одна форма работы с родителями — открытые занятия. На таких занятиях родители могут посмотреть виды коррекционной работы, используемые на занятиях, увидеть пробелы в знаниях и оценить работу своих детей.

Индивидуальная работа имеет ряд преимуществ и позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы или индивидуальной консультации, важнейший признак которой двусторонняя активность. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителей с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. На консультациях целесообразно проводить индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми по заданию логопеда.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Занимаясь по индивидуальным заданиям, родителям предоставляется возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звуков. Так они могут проследить систему и динамику обучения.

Домашняя библиотека. Родителям можно рекомендовать использовать для домашних заданий авторские печатные пособия, альбомы по автоматизации поставленных звуков и развитию речи. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям.

К этому же виду работы с родителями можно отнести использование Интернет ресурсов. Рекомендовать родителям подборку сайтов, которыми они могут воспользоваться дома для занятий с детьми по развитию речи.

Сайт школьной логопедической службы — преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Сайт может содержать собственные методические наработки логопеда и ссылки на различные информационные ресурсы, материала и статьи других авторов. Очень полезным и важным является «форум обратной связи» — раздел, где родитель всегда может оставить свой вопрос или пожелание, попросить разместить на сайте какой-либо материал или запросить консультацию.

Наглядная форма работы активизирует родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. На информационном стенде для родителей можно разместить необходимую информацию, изложенную в краткой лаконичной форме. Это могут быть мини-консультации по вопросам нарушений речи и их коррекции.

Рекомендации по развитию речи детей можно рассматривать в информационных буклетах, которые раздаются на родительских собраниях, консультациях и отражают тематику собрания или консультации.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей. А показатель уровня их самосознания — это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи — необходимое условие полноценной коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только контроль и распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно подразумевает обратную связь.

Сама проблема содружества школы и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Литература:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. — Москва: Сфера, 2006.
  3. Краузе, М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям / М. П. Краузе. — М.: Издат. центр «Академия» , 2006.