Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Выдворение как мера административной ответственности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Евлоева Мадина Мусаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2020»  (май, 2020)
Количество просмотров статьи: 1195
Показать PDF версию Выдворение как мера административной ответственности

Евлоева Мадина Мусаевна
Магистрант направления подготовки 40.04.01 "Юриспруденция"
ФГБОУ ВО " Ингушский государственный университет"

Научный руководитель: Гандарова Л.Б.
к.ю.н доцент. Кафедра теории и истории государства и права
Россия. г. Магас

Аннотация: В настоящей статье исследуются основные теоретические аспекты административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, проблемы административного регулирования возникающих правовых отношений и предлагаются пути их решения, обосновывается позиция автора по рассматриваемой теме.

Ключевые слова: административное наказание; депортация; выдворение.

Иностранные граждане, въехавшие в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности в нарушение действующего законодательства, подлежат выдворению за пределы Российской Федерации за счёт средств работодателя. В соответствии со статьей 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные гражданине и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат административной ответственности наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. на общих основаниях. Однако, к гражданам Российской Федерации такое административное наказание как выдворение не применяется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

В статье 34 Федерального закона «O правовом положении иностранных граждан» изложен порядок административного выдворения, применяемого в отношении иностранных граждан, а в статье 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается суть понятия административного выдворения. "Сущностью административного выдворения является кара, но степень его карательного воздействия гораздо меньше, чем карательный уровень уголовных санкций. Во-первых, иностранным гражданам предоставляется право самостоятельно покинуть Российскую Федерацию и тем самым смягчить степень лишений, сопряженных с исполнением постановления о выдворении. Во-вторых, изоляция от российского общества для иностранных деликвентов довольно условна. Непосредственное содержание под стражей для иностранного гражданина предусмотрено только перед высылкой под конвоем, который сопровождает его до российской границы«.[1]

Стоит отметить, что административное выдворение, в отличии от депортации, назначается только судьей, а в случае нарушения правил при въезде в Российскую Федерацию — соответствующим должностным лицом. Суд вправе принять решение о принудительном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации или самостоятельном контролируемом выезде из Российской Федерации. В форме самостоятельного контролируемого выезда административное наказание может быть назначено судом в случае, осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранным гражданином за счет собственных денежный средств либо за счет приглашающей стороны. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен порядок исполнения постановления об административном правонарушении. Статьей 32.10 КоАП оговорено, что исполнение об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется пограничными органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению служебных актов — при назначении судьей административного выдворения иностранному гражданину в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.[2]

Административное выдворение производится путем официальной передачи иностранного гражданина властям иностранного государства, на территорию которого он выдворяется. В соответствии со ст.32 КоАП РФ, если судом назначено выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации, иностранный гражданин обязан покинуть территорию Российской Федерации в течение пяти дней со дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания. В этом случае контроль над исполнением иностранным гражданином постановления об административном правонарушении и своевременным самостоятельным выездом с территории Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере миграции. Закон предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства широкие возможности обжалования постановления о выдворении в порядке судебного и административного производства. В течение 10 суток с момента ознакомления с решением суда иностранный гражданин или лицо без гражданства может подать апелляционную жалобу[3].

Административное выдворение как мера административного наказания не применимо к иностранным гражданам, являющимися военнослужащими. И, как показывает практика, такую меру наказания не применяют к иностранным гражданам, имеющим близких родственников граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации[4]. Выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации, имеющих близких родственников на территории Российской Федерации, является ограничением их конституционных и международных прав, что собственно, препятствует его воссоединению с семьей, защите его прав и свобод как человека[5].

Несмотря на достаточно подробную регламентацию, правовое регулирование в данной сфере обладает рядом проблемных аспектов. Так, например, в нынешних реалиях остро стоит вопрос о переполненности спецучреждений и вытекающими из этого высокими тратами бюджетных средств Российской Федерации. Суть этой проблемы состоит не только в том, что у государства недостаточно средств на отправку правонарушителей домой, а также в отсутствии нормативно закреплённого предельного срока задержания лиц в таких учреждениях в российском законодательстве. Поэтому многие авторы считают необходимым ввести в КоАП РФ конкретный срок содержания там выдворяемых лиц, что также обуславливается недовольством граждан Российской Федерации о бесплатном проживании и питании мигрантов в специальных учреждениях за счет федерального бюджета, иначе говоря, за счет налогообложения самого населения. [6].

Также в результате анализа судебной практики по данному вопросу, ряд исследователей приходят к выводу, что выдворяемые лица часто предпринимают попытки использовать в свою защиту положения статьи 27 Конституции РФ и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что крайне затрудняет судебный процесс, обязывая суд доказывать законность административного выдворения, ведь данная мера исполняется в соответствии с Основным законом РФ и иными международными нормативно-правовыми актами, соблюдая при этом все основные права и свободы человека. [7].

Стоит отметить также, что лица, выдворяемые за пределы РФ посредством контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации зачастую не исполняют данное предписание, отсюда вытекает проблема контроля за исполнением этого наказания, что, в свою очередь, порождает новую проблему — для осуществления контрольных процедур необходимо затратить немалое число материальных и трудовых ресурсов, что негативно сказывается на длительности всей процедуры.

Отрицательно сказывается на процессе осуществления административного выдворения и отсутствие адекватного инструментария для воплощения процедуры, например, проблема длительности сроков ожидания запросов, справок, восстановления документов, поскольку сроки ожидания запросов не совпадают: все службы, связанные с выдворением (ФССП, УВМ, полиция), делают их в разные сроки (справка о судимости делается по запросу полиции, справка по пересечению границы — в ФПС и т. д.). Данные факты свидетельствуют о необходимости существования единой для всех служб базы данных и унификации сроков изготовления документов.

Литература:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.

Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2002) // Российская газета. № 140, 31 июля 2002.

1. Шерстобоев О. Н. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы российской федерации: сущностные характеристики // Современное право. — 2007. — № 12. — С. 54-58.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета.

3. Майорова Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 4. С. 51–55.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

5. Ульянова А. В. Выдворение и депортация как мера ответственности за нарушение миграционного законодательства // Молодой ученый. — 2019 № .51.

6. Князева И. Н, Устинова М. А. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы правоприменения // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 3. С. 22–24.

7. Маматов М. В., Маслов И. А. О сроках содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 95–102.