Евразийский
научный
журнал

Возможности тьюторкого сопровождения в профилактике конфликтного поведения подростков.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Губанова Ольга Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 2132
Показать PDF версию Возможности тьюторкого сопровождения в профилактике конфликтного поведения подростков.

В статье рассматривается один из видов сопровождения в педагогике – тьюторское сопровождение, получившее распространение в образовательной практике в связи с введением новой должности педагог-тьютор, раскрывается специфика тьюторского сопровождения и возможности в устранении образовательных конфликтов в подростковом возрасте через включение воспитанников в различные типы деятельности: исследование, проектирование, творчество.

Аннотация. В статье рассматривается один из видов сопровождения в педагогике – тьюторское сопровождение, получившее распространение в образовательной практике в связи с введением новой должности педагог-тьютор, раскрывается специфика тьюторского сопровождения и возможности в устранении образовательных конфликтов в подростковом возрасте через включение воспитанников в различные типы деятельности: исследование, проектирование, творчество.

Ключевые слова: сопровождение в педагогике, тьюторское сопровождение, педагог-тьютор, образовательный конфликт, профилактика конфликтного поведения.

Характерной приметой модернизации отечественного образования является акцент на развитие индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.  А это, в свою очередь, требует не только внесение изменений в содержание школьных учебных предметов, использование новых образовательных технологий, но и оказание квалифицированной помощи ученику в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, в подготовке его к самостоятельному решению образовательных проблем. Такая помощь получила название - тьюторское сопровождение.       

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение понятия сопровождение: «сопровождать, значит сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [6].

По мнению Т.М. Ковалевой, сопровождение в широком общеупотребительном контексте трактуется как «определенное действие». «Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом, помогать» [5].

В педагогической литературе термин «сопровождение» появился совсем недавно, однако получил широкое распространение. Следует отметить, что значительная часть толкований дефиниций понятия «сопровождение» раскрывается через взаимодействие педагога с воспитанником. Так, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына рассматривают сопровождение в педагогике, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого [4].

Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко под сопровождением в педагогике понимают особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития субъектов взаимодействия [3].

Е.А. Александрова утверждает, что сопровождение - это не просто действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности, направленный на достижение прогресса обучаемого [2].

В.А. Айрапетов определяет педагогическое сопровождение как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений [1].

Для решения возникающих проблем ученые предлагают использовать разные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Несмотря на различное толкование понятия «сопровождение», в представленных определениях общим является то, что ребенок выступает в роли субъекта образовательного процесса, а педагог - в роли человека, создающего равноправные партнерские отношения, способствующие  развитию ребенка.

Одним из видов педагогического сопровождения является тьюторское сопровождение. Как отмечает Т.М. Ковалева, автор разработки и внедрения моделей тьюторского сопровождения в образовательной практике, «тьюторство является принципиально особым типом педагогического сопровождения - сопровождения процесса индивидуализации в ситуации открытого образования» [5].

По мнению ученого, тьюторское сопровождение» имеет свои отличительные особенности, которые лучше всего проследить через сравнительный анализ деятельности воспитанника и педагога. Так, в процессе педагогического сопровождения, ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. При таком взаимодействии ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагогическое сопровождение заключается в корректировке этих норм по отношению к ученику. В ситуации же тьюторского сопровождения ученик самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы, которые затем обсуждает с тьютором. Но чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен, прежде всего, сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором [5].

Исходя из рассмотренных особенностей, тьюторское сопровождение предполагает целенаправленную, самостоятельно осуществляемую и оцениваемую, прежде всего, самим учеником деятельность. Но результативность этой деятельности во многом зависит и от педагога, от его умения вызвать интерес к деятельности у воспитанника, к поиску способов решения своих образовательных проблем. Поэтому тьюторское сопровождение всегда должно быть адресным и строиться на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Для подростков в силу их возрастных особенностей, характерно столкновение взглядов, интересов, потребностей, что нередко ведет к возникновению межличностных конфликтов с одноклассниками,  учителями, сверстниками. Трудности в общении, неумение строить свои отношения с окружающими, отрицательно сказываются на результатах учебной деятельности воспитанников, порождают у них негативные эмоции, переживания, ведут к снижению познавательного интереса.

Но решение конфликтов часто вызывает затруднения у подростков, так как вместо поиска выхода из проблемы, они еще больше усугубляют ее. В связи с этим актуальной становится проблема профилактики конфликтного поведения подростков в рамках тьюторского сопровождения. Сформировать у подростков умение правильно вести себя в конфликтной ситуации, помочь ему овладеть навыками управления конфликтом, становится важной задачей тьютора.

С целью показать значимость и необходимость данной работы в деятельности тьютора, в 6 «А» классе – классе тьюторского сопровождения была проведена диагностическая методика «Поведение подростка в конфликтной ситуации». Подсчет баллов позволил определить, какой из 5 стилей («жесткий», «примиренческий», «компромиссный», «мягкий», «уходящий») является преобладающим у учеников данного класса и у всех ли сформировалась своя позиция, как вести себя в конфликтной ситуации.

В процессе обработки полученных данных было установлено, что у 50% учащихся преобладающим является «компромиссный» стиль поведения, т.е. когда дети согласны и готовы идти на компромисс в конфликтных ситуациях. У 42,8% опрошенных выявлен «примиренческий» стиль, т.е. когда во время ссоры они пытаются найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Оба указанных стиля («компромиссный» и «примиренческий) способствуют позитивному решению конфликтов в ситуации общения.

Однако в классе были выявлены ученики  (21,4%) с преобладающим «жестким» типом решения конфликтов, хотя степень выраженности его у учеников была различна (от 5 до 8 баллов). Основной состав – это мальчики, но есть среди них и девочка. Для детей этой группы характерно непринятие позиций других, желание, во что бы то ни стало, отстоять свою точку зрения, считать всегда себя правым. У 15,7%  учащихся - «уходящий» стиль поведения. Для них характерно желание не обострять ситуацию, не доводить ее до конфликта, а «вовремя уйти в сторону» от возникающих проблем, не пытаться их решать. Конечно, учеников с «жестким» стилем поведения, как правило, относят к категории трудных детей, так как они не идут на компромисс, не пытаются понять других, прислушаться к мнению взрослых, признать свои ошибки. Но определенную тревогу вызывают ученики и с «уходящим» стилем поведения, так как свои проблемы они не решают, а «отгораживаются», уходят от них.

Было так же установлено, что у 31,5% учащихся преобладающим является не один, а сразу два, порой даже противоречивых стилей поведения. Например: «жесткий» и «примиренческий»; «примиренческий» и «уходящий»; «примиренческий и компромиссный». Все это говорит о том, что у этих учеников еще не сложились четкие представления о том, как себя вести в той или иной конфликтной ситуации. Преимущественно – это мальчики. 

К проблемным ученикам можно отнести и тех, у которых еще не прослеживается преобладающий стиль поведения (7,8%), так как при подсчете баллов оказалось минимальное и одинаковое количество набрали большинство или все выделенные стили поведения. Возможно, причина заключается в том, что ученики не пытались, или не смогли осмыслить предложенные ситуации, дать им оценку.

Полученные эмпирические данные подтверждают высказанные ранее положения о том, что подростки испытывают трудности в решении конфликта, не всегда могут правильно выбрать нужные способы его решения.  

Важно отметить, что основной образовательный конфликт в подростковом возрасте чаще всего находится в сфере личностного общения подростка с окружающими, в его желании и стремлении самоутвердиться в сообществе сверстников. Решение этого конфликта во многом зависит от того, каким будет это сообщество и что придется предпринять подростку, чтобы самоутвердиться в нем. Задача тьютора состоит в том, чтобы помочь воспитаннику в осознании собственных интересов, возможностей и перенести решение конфликта в область индивидуальных образовательных задач, включив подростка в разные типы деятельности.

По мнению ученых в подростковом возрасте, этому способствуют такие типы деятельности, как: исследование, проектирование, творчество. Исследование позволяет найти ответы на волнующие вопросы в мире науки, техники, природы, искусства, познакомиться с особенностями организации научного поиска: выдвижение гипотез, сбор информации, обработка полученных данных, анализ эмпирического материала, выводы. Проектирование – помогает увидеть социально значимые проблемы в современном мире, найти способы их решения, понять для себя, в чем их важность и рассказать об этом другим. Творчество дает возможность увидеть окружающий мир по-своему, своими глазами, через образы, краски, звуки, движение. Включение подростков в вышеуказанные типы деятельности помогает им найти более правильные пути решения своих образовательных проблем, а это ведет к самореализации, самоутверждению.

Каждый из перечисленных типов деятельности может быть использован тьютором в работе с подростками по профилактике конфликтного поведения. Положительные результаты в тьюторской практике дает включение подростков в работу над социальными проектами. Преодоление конфликтов между одноклассниками предполагает создание таких условий, при которых каждый подросток будет поставлен в реальную ситуацию, требующую самостоятельного решения и анализа возникающих последствий. Поэтому и выбор темы проекта, и использование форм работы, и организуемая деятельность в группах сменного состава должны быть значимыми и важными для каждого участника проекта, соответствовать их индивидуальным возможностям. Переживание конфликтующими сторонами радости от достигнутого общего успеха в процессе работы над проектом, способствует установлению теплых и дружеских отношений между одноклассниками.













ЛИТЕРАТУРА

  1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005.
  2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы /Е.А.Александрова: Монография. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
  3. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение //[Электронный ресурс] — Режим доступа.—URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
  4. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995.
  5. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – Л. 3.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.