Евразийский
научный
журнал

Воспитательная система «РОМАШКА» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бруданина Елена Викторовна, Черткова Тамара Леонидовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 4877
Показать PDF версию Воспитательная система «РОМАШКА» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста)

Заведующая Бруданина Елена Викторовна,

воспитатель Черткова Тамара Леонидовна,

МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида № 187»,г.Воронеж

Правильное воспитание –

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А. С. Макаренко


1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений (скинхеды, неформалы, фолкеры, готы, эмо и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме: Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом МБДОУ № 186 остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Мы назвали свою воспитательную систему «РОМАШКА» . Так как, именно ромашка – это самый настоящий символ доброты, понимания и солнечного цвета, символ памяти, любви, семейного счастья. Ромашка – это цветок России. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за свою Родину. А знание истории своего народа, своей семьи, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

2. Взаимодействие компонентов воспитательной системы

• педагогическое целеполагание - совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;

• системообразующая деятельность: принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой;

• субъекты деятельности: педагоги, дети и родители (законные представители);

• отношения - механизмы взаимодействия воспитательной системы МБДОУ с социумом;

• управление - обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Воронежской области.

В методологической основе Концепции воспитательной системы детского сада лежат ключевые позиции следующих концепций:

• Концепция дошкольного воспитания (Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

• Проектная модель гражданского воспитания дошкольников (Евдокимова Е ) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) Воспитание человека, формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

• Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.

Воспитательная система МБДОУ № 187 охватывает весь педагогический процесс, объединяя различные виды деятельности и общение за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе МБДОУ способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности дошкольников:

• принцип природосообразности - принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;

• принцип культуросообразнсоти - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

• принцип сотрудничества - взаимодействие педагогов и детей в продвижении к определенным целям;

• системно-структурный подход - означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;

• комплексный подход - включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;

• организационно-деятельностный подход - предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый ребенок проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;

• личностно-ориентированный подход - признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка.

Таким образом, выстраивается воспитательная система МБДОУ, направленная на включение каждого ребенка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.

Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система детского сада представлена пятью составляющими:

Предметно-развивающая среда.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность, согласно Концепции воспитательной системы, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками: «Наша малая родина – Воронеж», «Из истории края», «Колыбель флота» , « Наши защитники», « Знамя победы», « Моя семья», «История Коминтерновского района». Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок и в этом активную роль должны сыграть родители.

Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия.

Дополнительное образование.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания.

Управление воспитательным процессом осуществляется в следующем порядке:

1.Формирование социального заказа в виде целей и задач.

2.Осуществление воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

3.Решение специальных воспитательных задач – взаимодействие со вспомогательными службами.

Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии заведующего, Совета ДОУ, Совета педагогов:

Заведующий МБДОУ осуществляет руководство МБДОУ на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, таки на местном уровне.

Совет ДОУ состоит из родителей, представителей педагогического коллектива МБДОУ. Совет ДОУ выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия.

Совет педагогов ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы.

Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:

Заместитель заведующего МБДОУ - осуществляет организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.

Воспитатели - осуществляют воспитательную работу с группами на коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общих мероприятий в МБДОУ, ведут работу с родителями.

Специалисты МБДОУ - реализуют воспитательную систему через работу с микро-группами и отдельными воспитанниками, проводят тематические мероприятия в МБДОУ.

Родительская общественность - помимо деятельности, традиционно присущей родительским комитетам, родители принимают активное участие в подготовке праздников и других совместных дел.

К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам.

Схема управления воспитательной системой

1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цель воспитательной системы «РОМАШКА» заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране и о Воронежской области, как родном крае.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Воронежского края.

К основным способам достижения данной цели и задач относятся:

Создание предметно-развивающей среды.

Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система «РОМАШКА» предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом.

В рекреациях ДОУ находятся:

В группах находятся мини-музеи «Российские промыслы», фотовыставки «Воронеж - вчера и сегодня», символика России, Воронежской области.

В разработке находятся мини – музей «Из истории Воронежского края», разрабатывается занятие для показа РМО воспитателей Коминтерновского р-на, г. Воронеж по теме « Воронеж – крепость защитник» (из истории образования г. Воронеж)

В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские костюмы.

Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя», «Славен Воронеж историей своей…» Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.

Во всех возрастных группах имеются центры:

• патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;

• драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;

• изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;

• центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Крепость», «Мой город».

Учебная деятельность.

Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.

Тематическое планирование занятий составлено на основе требований комплексной программы «Детство» (Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.), парциальной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Е.Л.Осиповой.

Главные принципы планирования:

1. Распределение воспитательно-образовательной работы по блокам: «Наша Родина – Россия», «Родные русские мотивы», «Наши защитники», «Знамя победы», «Моя семья».

2. Привлечение краеведческого материала и обязательное сочетание сведений о стране с региональным компонентом.

3. Концентрический подход в преподнесении материала.

4. Тесная взаимосвязь между сотрудниками МБДОУ осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.

В ДОУ разработан развернутый тематический план работы воспитателей и специалистов согласно тематике блоков. На основе данного плана все специалисты и воспитатели составляют свой перспективно-тематический план

. Тематика занятий в общем плане условна, каждый педагог подбирает тему занятия исходя из знаний и возможностей детей своей возрастной группы, опираясь на имеющийся дидактический материал.

Помимо занятий, как уже было сказано ранее, педагог планирует и проводит экскурсии и целевые прогулки, как для закрепления полученных знаний, так и в процессе подготовки к ним.

Система занятий патриотической направленности

Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог дополнительного образования по изо деятельности

Город, в котором я живу.

Формирование у детей интереса к своей «малой Родине»

Широка страна моя родная...

Познакомить дошкольников с физической картой России, дать первоначальные представления о России – как о великой стране.

Мир вокруг нас.

Формировать у детей представления о мире, России, себе, как о полноправных гражданах России и воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Растительный мир родного края.

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Животный мир родного края.

Расширять представления детей о животном мире родного края, формировать основы экологического мировоззрения

Крепость - Воронеж

Познакомить детей с историей возникновения крепости Воронеж, устройство крепости.

Знамя победы.

Формировать элементарные представления об истории отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их значении, формировать представление об истории знамен.

Все работы хороши.

Развивать у детей коммуникативные умения, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.

Деревенские посиделки.

Погадаем на ромашке…

Знакомство с историей возникновения русской народной музыки

Хоровод с ромашками заведем.

Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.

Волшебный сундучок.

Развитие интереса к истории и культуре своей страны посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Ради мира на Земле.

Дать представление о различных видах войск в процессе ознакомления с песнями.

Веселая Ромашка.

Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.

Здорово дневали!

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Марш победы.

Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен

Лучи семейного счастья.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения. Мы – россияне.

Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.

Я познаю Родину.

Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, обучении через спортивные подвижные игры.

Мой город Воронеж

Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физ-минуток.

Антошка идет в армию.

Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны

Мы, славяне, удалые ребята.

Познакомить с забавами, увеселениями славян. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку

Наша армия сильна.

Показать значимость для страны профессии военного. Вызвать желание подражать им в быстроте, выносливости и ориентировки в пространстве.

Папа, мама, я – спортивная семья.

Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни Русская матрешка.

Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.

Ромашка – символ России.

Закрепить знания детей о России при помощи изображения страны красками.

Зимовье зверей.

Закрепление знаний детей о животном мире России, на основе создания иллюстрации к русской-народной сказке «Зимовье зверей».

Рисование карандашом на тему «Звено самолетов».

Воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии посредством обучения рисованию нескольких летящих самолетов.

«Воронежская красавица»

Рисование акварельными красками.

Закрепление знаний о населении Воронежского края через изображение фигуры человека. Знакомство с народным костюмом.

Аппликация «Открытка для Защитника отечества».

Развивать интерес и уважение к празднику 23 февраля.

Рисование на тему «Моя бабушка».

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков.

Досуговая деятельность и традиции.

Как известно, наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники и другие массовые мероприятия. Для реализации данного направления в детском саду проводятся досуговые мероприятия в различной форме:

Форма проведения Название

Народные праздники:

  • Осенины.
  • Масленица.
  • Старый новый год.
  • Рождественские посиделки.
  • Театрализованные развлечения - Каша из топора.
  • Снегурочка.

Музыкально-литературные композиции - Аленушка и братец Иванушка.

Познавательно-тематические вечера:

  • Весна, веснушка.
  • Зима волшебница.

Концерты:

  • Свет Рождественской звезды.
  • Этих дней не смолкнет слава.

Музыкальные праздники:

  • Мамины глаза (День матери).
  • Дорогой человек (День пожилого человека).
  • Салют победы (День победы).
  • Вместе весело шагать (День народного единства).

Выставки:

  • декоративно- прикладного искусства и рисунков
  • Что мы Родиной зовем.
  • Почему Армия нам родная.

Спортивные соревнования

  • Богатырская сила.
  • Спортивная семья.

Декоративно – прикладное творчество (выставки):

  • Пасхальное яйцо.
  • Осенняя палитра.
  • Военная техника – гордость России.
  • В гостях у сказки.
  • Герой войны в моей семье.
  • Наша дружная семья.
  • Мой любимый город.
  • Памятные места Воронежа.
  • Рождественская игрушка.
  • Рождественская открытка.
  • С чего начинается Родина?
  • Солдатская песня.

Традиционными праздниками в нашем детском саду стали:

  • День защитника Отечества
  • Масленица
  • День победы
  • День защиты детей
  • День России

Помимо данных мероприятий, в детском саду предусматривается широкое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, народных примет и обычаев донских казаков в процессе различных режимных моментов. Например: выполнение гигиенических процедур – потешки, колыбельные во время укладывания на дневной сон.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Система взаимодействия с социумом представлена следующими направлениями:

Сотрудничество с центром внешкольной работы:

  • Посещение тематических выставок в детской библиотеке.
  • Экскурсии в музеи центра социального обслуживания, Дома культуры и центра внешкольной работы.
  • Участие в районных праздниках и мероприятиях.

4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Патриотическое воспитание – сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, что бы родной страной можно было гордиться по праву.

Управление воспитательной системой

Работу по содержанию системы воспитания ДОУ ведёт по 3 направлениям:

1. Работа с педагогами.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

Работа с педагогами.

Педагогические кадры – важнейшее структурное образование системы, являющееся генератором и организатором идей педагогического коллектива МБДОУ.

В этой связи неизменно возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

В целях повышения уровня профессионализма педагогов занимающихся реализацией воспитательной системы в МБДОУ № 135 разработан механизм совершенствования педагогического мастерства:

Повышение педагогического мастерства

Этапы Задачи Содержание работы

1. Проектный 1. Ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами, способами и приемами гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Создание творческой лаборатории для построения модели воспитательной системы. 1. Консультации:

«Система патриотического воспитания в ДОУ. Обзор программ и технологий»,

«Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России. Содержание работы. Методы и приемы».

2. Семинар-практикум с использованием методики интерактивного обучения:

2.1. Теоретические основы патриотического воспитания детей.

2.2. Этапы формы и методы патриотического воспитания.

2.3. Создание воспитательной системы «Ромашка».

2. Практический 1. Апробирование и использование разработанных технологий, приемов и методов обучения.

2. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы МБДОУ.

1. Посещение занятий познавательного цикла, включающих в себя вопросы патриотического воспитания дошкольников.

2. Составление перспективных и календарных планов по проблеме патриотического воспитания.

3. Разработка и проведение различных мероприятий с детьми патриотической направленности

3. Обобщающий 1. Обобщение опыта работы по моделированию и построению воспитательной системы.

2. Продумывание перспектив и путей дальнейшего развития ДОУ. 1. Творческие отчеты педагогов о проделанной работе.

2. Тематический контроль:

«Эффективность воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию»

«Эффективность работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

«Состояние работы в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников».

3. Обобщение опыта по проблеме патриотического воспитания на заседании районного методического объединения воспитателей.

Работа с детьми.

Этапы Задачи Содержание работы

1. Проектный 1. Выявление уровня, имеющихся у детей знаний, по проблеме патриотического воспитания. 1. Диагностика

2. Практический Ознакомление с традиционной отечественной культурой, приобщение к её истокам, расширять представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем - Народные праздники.

- Занятия по традиционной отечественной культуре, по декоративно-прикладному искусству и др.

- Народные игры

3. Обобщающий Расширять и углублять знания детей об истории родного города, страны, народе. 1. Выставки.

2. Диагностика.


Работа с родителями

Этапы Задачи Содержание работы

1. Проектный Выявление знаний и потребностей родителей для реализации задач патриотического воспитания. 1. Анкетирование

2. Беседы.

3. Заседание Совета МБДОУ

№ 135

2. Практический Повышение педагогической культуры родителей, решение проблем воспитания и обучения детей 1. Родительские собрания.

2. Участие в разработке индивидуальных семейных проектов.

3. Совместные экскурсии с детьми.

4. Помощь в проведении и активное участие в праздниках, досугах, других мероприятиях

3. Обобщающий Мониторинг проведенной в МБДОУ работы. 1. Анкетирование «Удовлетворенность родителей работой МБДОУ.

2. Общее родительское собрание.















Литература:

1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. / М.: АРКТИ, 2007.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы)/ М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольникорв. Учебное пособие./ М.: Центр педагогического образования, 2007.

4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие./ СПб.: Детство-Пресс, 2006.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений./ СПб.: Детство-Пресс, 2008.

6. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: методическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2006.

7. Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.: Дрофа, 2010.

8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской / М.: ТЦ Сфера,2004.

9. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. / М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.