Евразийский
научный
журнал

Вопросы конституционно-правовой категоризации свободы общественного мнения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дадаева Макка Сапорбековна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1196
Показать PDF версию Вопросы конституционно-правовой категоризации свободы общественного мнения

Дадаева Макка Сапорбековна
Старший преподаватель кафедры
"Конституционное и административное право" ФГБОУ ВО ЧГУ
E-mail: bela_007@bk.ru

Феномен общественного мнения длительное время выступает объектом пристального внимания многих социальных наук, но до сих пор, за редкими исключениями, оставался за пределами исследования юридической науки. Однако на сегодняшний день ощущается острая потребность в правовом осмыслении и восприятии явления общественного мнения, поиске его проявления конституционно-правовых институтах, что обусловливается глобальной теоретической и практической задачей конституционного права - нормативно-ценностное и правовое обеспечение формирования и развития гражданского общества.

Во-первых, гражданское общество характеризуется как деятельное общество, что предполагает свободу общественного мнения.

Во-вторых, общественное мнение имеет естественные аспекты функционирования, значимые в юридическом смысле: формирование выражение общественного мнения, в связи с чем оно всегда является объектом правового воздействия. В контексте свободы общественное мнение рассматривается как важный фактор социально-политической жизни, как социальная основа для принятия публично-властных решений, о предопределяет обязательность его учета.

Таким образом, свобода общественного мнения проявляется в свободном формировании, свободном выражении и обязательном учете общественного мнения. При этом свобода формирования общественного мнения может быть раскрыта как формирование общественного мнения на основе плюрализма высказываемых государстве обществе идей мнений, достоверности доносимой общества информации и отсутствие искусственно поддерживаемой монополии тех или иных информационных источников, свобода выражения общественного мнения - как наличие условий я беспрепятственного выражения общественного мнения всеми не противоречащими конституции государства способами, обязательный учет общественного мнения - как использование органами публичной власти выявленного общественного мнения в качестве основы для принятия публично-властных решений.

В-третьих, должное конституционно-правовое обеспечение свободы общественного мнения требует комплексного подхода, теоретическим подспорьем для которого может стать категория свободы общественного мнения, дающая ценностные ориентиры для нормотворческих и правоприменительных органов.

В конституционно-правовом контексте объект общественного мнения представлен вопросами жизни общества и государства, как спонтанно возникающими, так и ординарными (к примеру, вопросы формирования органов публичной власти). Такие вопросы в науке конституционного права традиционно опосредуются с помощью понятия «публичный интерес».[1]

Ценностное наполнение института формирования общественного мнения с помощью категории «свобода» позволяет рассматривать свободу формирования общественного мнения в виде принципа его функционирования. Этот принцип предполагает самостоятельное и добровольное, основанное на разнообразии и равноценности циркулирующих в обществе идей и суждений по социально-значимым вопросам избрание индивидами, их группами своей позиции по таким вопросам. Действие данного принципа требует от правотворческих правоприменительных органов комплексного усиления гарантий политического и идеологического плюрализма и уточнение содержания конституционного права граждан на получение и доступ к информации.

Значимым фактором в обеспечении свободы формирования общественного мнения видится ответственность (как моральный долг и как позитивная и негативная юридическая ответственность) субъектов, имеющих доступ широкому распространению социально значимой информации. В ряды таких субъектов входят, в первую очередь, СМИ, общественные объединения, органы государственной и муниципальной власти, публичные деятели (должностные лица, общественные деятели). Реализация принципа ответственности в данном случае сопряжена с необходимостью запрета на дезинформирование граждан по вопросам жизни государства и общества.[2]

Литература:

  1. Величинская Ю. Н. Общественное мнение как фактор влияния на систему разделения властей // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 13-20.
  2. Величинская Ю. Н. Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения отечественной избирательной практике, перспективы институционализации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8. С. 29-36.