Евразийский
научный
журнал

Военная служба как правовое явление в условиях современного российского государства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Носов Иван Вадимович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2020»  (январь, 2020)
Количество просмотров статьи: 340
Показать PDF версию Военная служба как правовое явление в условиях современного российского государства

Носов Иван Вадимович
Студент магистратуры ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Россия, г. Челябинск
E-mail: ivan.nosov.1992@list.ru

Научный руководитель: Майорова Елена Николаевна
к.ю.н. доцент кафедры конституционного и
муниципального права ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Россия, г. Челябинск

Аннотация: Военная служба есть разновидность федеральной государственной службы. Данный вид государственной службы характеризуется наличием как нормативных актов общего типа, так и специальных правовых установлений. Военная служба понимается как профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях. В условиях современного российского государства последняя представляет собой целеустремленную подготовку к вооруженной защите территории Российской Федерации. Военная служба как явление характеризуется специфическим понятием и собственной системой принципов современной военной службы.

Abstract: Military service is a kind of Federal public service. This type of public service is characterized by the presence of both General regulations and special legal provisions. Military service is understood as professional service activity of citizens in military positions. In the conditions of the modern Russian state, the latter is a purposeful preparation for the armed protection of the territory of the Russian Federation. Military service as a phenomenon is characterized by a specific concept and its own system of principles of modern military service.

Ключевые слова: военная служба, военнослужащий воинская должность, вооруженные силы, государственная служба, оборона страны, принципы военной службы

Военная служба как правовое явление в условиях современного российского государства

Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [2]. Как отмечает А.В. Азархин, защита территориальной целостности государства и его национальных интересов, даже с использованием средств вооруженной защиты, традиционно признается самой главной функцией современного государства. Суверенитет дает возможность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, что обеспечивается национальными вооруженными силами, выполняющими задачи по обороне государства [9, c. 34].

Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» обозначает оборону страны в виде системы политических, экономических, военных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту Российской Федерации, ее неприкосновенности [7].

Из данного законодательного определения объективно возникает потребность государства в наличии особой группы людей, которая и осуществляет вышеназванные меры путем несения военной службы. В силу особого рода задач, возлагаемых на военнослужащих, закон закрепляет за ними особый (специальный) правовой статус.

Военная служба по призыву является формой реализации воинской обязанности граждан Российской Федерации, что установлено п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [6]. В тоже время, военная служба по контракту определяется в чистом виде как форма реализации права на труд.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» увязывает категории должностей государственной службы с исполнением обязанностей на соответствующих видах государственной службы. На военной службе — это воинские должности (согласно ст. 8 данного Закона) — [4].

При этом, «Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание» (п. 2 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») — [6].

Перечень высших военных должностей (от полковника (капитана 1 ранга) утверждается Президентом РФ, а перечень иных воинских должностей устанавливается министром обороны РФ либо руководителем иного федерального органа власти, где законом предусмотрена военная служба.

Воинская должность, как пишет А.В. Кудашкин, понимается как установленная в правовом порядке первичная единица в Вооруженных Силах, иных воинских формированиях и органах, отображающая содержание и объем должностных полномочий занимающего его лица [12, с. 61].

Следовательно, с помощью исполнения военной службы обеспечивается как исполнение собственно полномочий госорганов, так и фактически реализуется соответствующая компетенция данных органов власти. Получается, что военно-служебная деятельность представляет собой выражение практической деятельности по исполнению службы данными лицами, проходящими на законных основаниях военную службу на воинских должностях.

При этом как отмечает А.В. Кудашкин, «даже поверхностный анализ состава войск и воинских формирований позволяет установить, что профессиональной военная служба считается только для части личного состава — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» [13, с. 5].

По существу, данный тезис определяет пределы реализации одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, установленного п. 1 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», — принципа профессионализма и компетентности государственных служащих.

Действующая в настоящее время структура государственных организаций, предназначенных для решения задач в области обороны, а также органов управления ими, в которых предусмотрено прохождение военной службы, определена Федеральным законом «Об обороне» (ст. 1) и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2), а также рядом иных законодательных актов. К ним отнесены:

1) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы — данное словосочетание объединяет структурные элементы государственного механизма, предназначенные для решения задач в области обороны страны;

2) федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — это словосочетание включает совокупность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Военные методы, как таковые, определяют специфическое содержание военной службы. Соответственно, решение военной организацией государства задач военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения должностных обязанностей посредством исполнения военной службы соответствующей категорией лиц, находящихся на государственной службе.

Как пишет А. В. Кудашкин, военная служба, представляя собой вид государственной службы, имеет крайне серьезную специфику, которая непосредственно исключает параллели по форме понятий «государственная служба» и «государственный служащий», закрепленных в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», что объясняется как ее смысловыми особенностями, так и особым порядком прохождения военной службы [13, с. 6].

В то же время, рядом исследователей была сформулирована точка зрения, что различия военной службы от других видов специальной государственной службы не столь велики, и это может объединять ее с другими видами государственной службы. Так, например, как пишет А.Ф. Ноздрачев, в силу того, что понятие «военнослужащий» законодателем в нормативных актах военной направленности отсутствует, то по аналогии можно использовать определение из п. 1 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» — когда федеральный государственный служащий характеризуется как гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий установленное денежное содержание за счет средств федерального бюджета [15, с. 53].

По данному поводу А.В. Кудашкин указал, что в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» «...предлагается надуманное разделение военнослужащих на государственных служащих (исполняющих военную службу в добровольном порядке) и просто

военнослужащих (призываемых на военную службу), которые не будут

считаться госслужащими». Тогда,военнослужащий, проходящий службу по призыву, будет считаться «временным федеральным государственным служащим» [13, с. 7].

Характеристика понятия «военнослужащий» требует обращения и к анализу такой категории лиц, имеющих право поступления на военную службу по контракту, как иностранные граждане. Нормы, регламентирующие отношения, связанные с поступлением этих лиц на военную службу и ее прохождением, содержатся в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и других нормативных актах.

При этом, отношение иностранцев к государственной службе прмо зависит от установления Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, как следует из ст. 13 данного Закона, «Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства...» [3].

В ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» названы лица, которые образуют военнослужащих — всего 7 категорий (офицеры, прапорщики и мичманы и т.д.).

При этом, как пишет Л.Д. Воеводин, несение военной службы в Вооруженных Силах РФ «самым прямым образом сказывается как на правах, так и на обязанностях военнослужащих» [10, с. 171].

Признаки военной службы:

— исполняется в целях поддержания государственного суверенитета и территориальной целостности государства;

— статус военной службы и военнослужащего определяется только федеральным законодателем.

Посредством исполнения военной службы выполняются функции определенных государственных органов и организаций, создаваемых в целях обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации. В тоже время особенность военной службы выражается в том, что предварительно установить алгоритм действий военнослужащих достаточно сложно из-за специфики их деятельности, составной частью которой определены боевые действия.

При этом ведение боевых действий основывается на определенных закономерностях, выраженных и формализованных в виде боевых уставов и иных актов военного управления. В ходе данной формализации они получают свойство нормативного акта, обладающего соответствующими характерными чертами: подзаконностью, правовым характером, авторитарностью и императивностью.

Основная цель военной службы реализуется через ее функции. Так, ст.ст. 3,4 Конституции РФ устанавливаются обязательные для государственной службы функции сохранения суверенитета Российской Федерации, а также обеспечения целостности и неприкосновенности территории России, верховенства Основного Закона на территории страны.

Данные функции подразумевают также функции противодействия присвоению и захвату власти в России либо присвоению властных полномочий и обеспечения законного преследования совершивших такие деяния, их можно отнести к конституционно-охранительным функциям (или функциям защиты конституционного строя), которые на военной службе реализуется в особой форме [9, с. 44] .

Или, как пишет Ю.И. Мигачев, особенные функции военной службы находят свое выражение через выполнение специфических обязанностей военной службы, например: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях военного положения, вооруженных конфликтов; несение боевого дежурства и т.д. [14, с. 22].

Сущностные характеристики военной службы в современных условиях выражаются через соответствующие им принципы военной службы (общие и ообенные). При этом общие принципы имеют оригинальное наполнение. Так, например, общий принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами (принцип законности) для военной службы преломляется через принцип верности своему Отечеству, который прямо не закреплен в законодательстве (однако реализуется через Присягу — ст.40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В свою очередь, п. 23 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязывает военнослужащего в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, оказывать решительное сопротивление противнику. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг [8].

Как пишет Н.М. Казанцев, в рамках действия принципа законности

важное значение для военной службы приобретает применение принципа соразмерности, что в государственном управлении означает соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов к задачам и целям управления [11, с. 98].

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина для государственных служащих (в том числе и для военнослужащих) заключается в том, чтобы признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Данный принцип имеет и иной аспект — как признание, соблюдение и защиту прав и свобод военнослужащих через выполнение установок воинской дисциплины [16, с.48].

Принцип равного доступа граждан к государственной службе, в том числе и к военной службе, как разновидности госслужбы в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, соответствует данному положению закрепленному во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, когда «каждый гражданин должен иметь без...дискриминации и без...ограничений иметь право и возможность... допускаться...на...условиях равенства к государственной службе» [1, с. 3].

При этом все ограничения можно разделить на общие, распространяющиеся на все виды государственной службы, и специальные, которые обусловлены спецификой отдельного ее вида.

Общие ограничения установлены ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и увязаны с возрастом гражданина, его дееспособностью, совместной службой родственников и т.д. Для военной службы особенности установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», они касаются установленных законодателем медицинских, психологических и профессиональных требований военной службы.

В общие принципы военной службы, по мнению А. В. Азархина, следует включить принципы социально-правовой защиты военнослужащих, ранжирования воинских должностей и званий, ограничений прав и свобод военнослужащих в связи с исполнением особых обязанностей [ 9, с. 36].

Таким образом, — военная служба? представляет собой сложное социальное и правовое явление, определяемое исполнением военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственных задач в области обороны и военной безопасности, за?крепленных за ними в нормативном порядке.

Список использованных источников и литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека и гражданина. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. — М.: Закон, 2014. — 20 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — 4 августа. — № 31. — Ст. 4398.
  3. О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).
  5. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).
  6. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).
  7. Об обороне: Федеральный закон от 31мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).
  8. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 24.10.2018) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).
  9. Азархин А. В. Проблемы и определени?я сущности? и содержания правового статуса военнослужа?щих [Текст] / А. В. Азархин // Право и государство: теория и практика. — 2009. — № 5. — С. 34-36.
  10. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России [Текст] / Л. Д. Воеводин — М.: Юрайт, 2007. — 191 с.
  11. Казанцев, Н. М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ [Текст] / Н. М. Казанцев — М.: Изд-во РАГС, 2011. — 221 с.
  12. Кудашкин, А. В. Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования [Текст] / А. В. Кудашкин — М.: Щит, 2012. — 361 с.
  13. Кудашкин, А. В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы [Текст] / А. В. Кудашкин // Право в Вооруженных Силах. — 2013. — № 8. — С. 5- 9.
  14. Мигачев, Ю. И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих [Текст] / Ю. И. Мигачев — М.: Военный университет, 2008. — 192 с.
  15. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба [Текст] / А. Ф. Ноздрачев — М.: Юристъ, 2012. — 318 с.
  16. Семакин, А. С. Конституционно-правовое регулирование военной службы в Российской Федерации [Текст] / А. С. Семакин — М.: Юрайт, 2008. — 184 с.

Рукопись вычитана, оформление, факты, цитаты, ссылки проверены. Публикуется впервые