Евразийский
научный
журнал

Внеурочная деятельность младших школьников как основа формирования метапредметных умений

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гормакова Вера Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 3336
Показать PDF версию Внеурочная деятельность младших школьников как основа формирования метапредметных умений
Гормакова Вера Владимировна Аспирант  кафедры педагогики начального образования Новокузнецкого института (филиала)Кемеровского государственного университетаг. Новокузнецк

ver.vladimirowna2011@yandex.ru

Данная статья посвящена возможности формирования метапредметных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. В статье рассмотрен способ организации внеурочной деятельности на примере исследовательской деятельности младших школьников. Приведен пример организации занятия – исследования, даны методические рекомендации по проведению данного занятия.  

Аннотация. Данная статья посвящена возможности формирования метапредметных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. В статье рассмотрен способ организации внеурочной деятельности на примере исследовательской деятельности младших школьников. Приведен пример организации занятия – исследования, даны методические рекомендации по проведению данного занятия.

Abstract. This article focuses on the formation of interdisciplinary skills among primary school children in extracurricular activities. The article describes the organization of extracurricular activities in research activities to younger children. An example of the organization of classes – research and recommendations for its implementation .

Ключевые слова: внеучебная деятельность, исследовательская деятельность, метапредметные умения, младший школьник.

Key words: extracurricular activities, research activity, meta-subject skills, junior high school student.

Введение новых образовательных стандартов для начальной школы ознаменовалось изменениями в системе учебно – воспитательного процесса школы. Согласно новому базисному учебному плану организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью процесса обучения. Время, в объеме 1350 часов, отводимое на внеурочную деятельность используется по выбору школьников и организуется в формах отличных от урочной, направлено на удовлетворение постоянно меняющихся потребностей школьника. Внеурочная деятельность позволяет самостоятельно или под руководством учителя получить дополнительные знания, умения, участвовать в организации и проведении исследований и проектов и т.д. Одной из основных задач внеурочной деятельности является достижение младшим школьником планируемых результатов обучения, формирование метапредметных умений необходимых на всех ступенях образования и обеспечивающих формирование целостной картины мира, представлений о будущем и настоящем.

Значение внеурочной деятельности, с нашей точки зрения, огромно, и правильная организация учителем данной деятельности значительно повысит результативность обучения и воспитания в школе. Одним из способов организации внеурочной деятельности является исследовательская деятельность, которая способствует осознанию младшим школьником действительности, направлена на установление истины, развитие умения работать с источниками информации и т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования исследовательская деятельность рассматривается как один из способов развивающего обучения, направленна на формирование и развитие конкурентоспособного выпускника, творческой личности. Особенно актуально формирование данных умений у младшего школьника, поскольку именно начальная школа является базой формирования познавательных мотивов, метапредметных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего обучения.

Организация исследовательской деятельности младших школьников – достаточно сложная задача. Учителю необходимо знать технологию организации занятия - исследования, уметь подводить учащихся под исследование, а не озвучивать проблему исследования в готовом виде, применять различные методические приемы повышающие интерес к исследовательской деятельности, а также грамотно организовывать рефлексию по итогам исследования.

В связи с этим, возникла идея разработки курса формирования и развития метапредметных умений у младших школьников на основе исследовательской деятельности. Курс метапредметного интеллектуального развития «Мир» является продолжением урочной деятельности младших школьников и опирается на активный познавательный интерес обучающихся, разработан для учащихся 7-10 лет (1 –4 класс), срок реализации программы составляет 66 часов в год, из расчёта 2 часа в неделю (2 спаренных занятия)(33 учебные недели). Ценность данного курса в том, что ребенок получает возможность самостоятельно или под руководством учителя заглянуть в тайный и неразгаданный мир, почувствовать себя ученым, первооткрывателем, путешественником. Основой курса является «глобальная тема, узловая точка» через призму которой, происходит знакомство юных исследователей с многогранностью понятия «Мир». Программа курса построена в виде путешествия, в ходе которого, учащиеся проводят исследования, совершают открытия, учатся целеполаганию, планированию, рефлексии, осваивают основы исследовательской деятельности. Методологической основой курса является системно – деятельностный подход, обеспечивающий получение знаний не «в готовом» виде, а путем исследования, поиска и сбора информации, проведения опытов, обобщения, анализа. Контроль усвоения материала курса включает три этапа: текущий, осуществляется непосредственно в ходе проведения занятия; промежуточный, проводится на обобщающих занятиях по разделам; итоговый, проводится по окончанию занятий по курсу метапредметного интеллектуального развития «МИР». Занятия по данному курсу можно проводить одновременно как со всем классом, так и с группой детей. Выбор заданий и их выполнение отводится на усмотрение учителя, т.к. некоторые задания учащиеся могут выполнять без ограничения по времени, выполнять дома, под руководством родителей, так как начальный уровень сформированности метапредметных и исследовательских умений у школьников различный. Рассмотрим пример организации занятия по курсу метапредметного интеллектуального развития «Мир».

Первое вводное занятие «Какой он Мир?» направлено на формирование у школьников положительной мотивации предстоящей деятельности по изучению Мира. На занятии учащиеся пользуются тетрадью и словарем исследователя, книгой для чтения, где подобран необходимый для изучения материал. Для успешной организации занятия – исследования мы предлагаем соблюсти следующие этапы организации, такие как мотивация к исследованию, подведение под понятие, выведение понятия, закрепление и подведение итогов, рефлексия. На этапе мотивации учителем активизируется познавательный интерес учащихся с помощью загадки: «Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с чем - то интересным, а с чем, я предлагаю вам отгадать. Помощником вам будет карта! Посмотрите на карту Мира (Карта демонстрируется на мультимедиа). Обычная ли эта карта? Что интересного вы заметили? Как вы думаете, почему карта раскрашена в разные цвета? Что означают эти цвета? А мы можем сказать, что каждая раскрашенная часть – это частица мира (света)? После того, как ребята выскажут свои предположения, учитель предлагает проверить высказанные предположения и переходит к этапу подведения под понятие, с помощью презентации «Наш мир состоит из частей». После просмотра презентации учитель переходит к этапу выведения понятия при помощи ряда вопросов и организации обсуждения: «Ребята, что же такое части света? Где мы можем найти ответ на данный вопрос?». После выведения понятия учащимся предлагается проверить правильность сделанных выводов, обратившись к словарю исследователя. Далее ученикам предлагается раскрасить части света на карте, используясь желтым, оранжевым, красным, зеленым, синим и белым карандашами. Для успешного выполнения задания учителю необходимо организовать обсуждение и задать ряд вопросов: «Какими карандашами вы будите закрашивать Азию и почему? Откуда вы сможете узнать об этом? Объясните вашу точку зрения». Весь необходимый материал для задания подобран в книге для чтения, воспользовавшись которой, учащиеся смогут выполнить данное задание. Далее учитель переходит к этапу закрепления, который мы предлагаем организовать в виде работы в группах. Каждой группе выдается карточка с краткой информацией о частях света и заданием найти интересные факты и разработать символ каждой части света, нанести на карту символы и подготовить небольшой рассказ о выбранной части света. После выполнения задания каждая группа рассказывает о найденных фактах, демонстрирует свои карты. Далее учитель обобщает информацию и предлагает вспомнить, что еще состоит из частей, ребята приводят примеры. На следующем этапе подводятся итоги занятия – исследования, обсуждаются открытия, возможно провести игру: «Я называю часть света, а вы проживающего там животного, символ и т.д.». Проведение рефлексии является одним из важнейших этапов занятия. Мы предлагаем учителю использовать различные способы, такие как методика «Поезд», в которой учащимся предлагается нарисовать в каждом вагончике «веселое, грустное или задумчивое личико», что указывает на то, какие задания было интересно выполнять школьникам, какие показались неинтересными или непонятными. Каждый вагончик поезда соответствует выполненным на занятии заданиям. Таким образом, приведенное выше занятие – исследование позволяет формировать метапредметные умения, такие как умение, изучать окружающий мир, структурировать имеющиеся знания, задавать вопросы, устанавливать причинно – следственные связи, определять цель и способы ее достижения, добывать и преобразовывать информацию, выражать свою точку зрения.

В ходе организации занятия – исследования учителю необходимо всегда позитивно принимать идеи учеников, категорично не отрицать предложенные варианты, давать школьникам возможность самостоятельно подтвердить или опровергнуть предложенные варианты, способствовать совместной деятельности школьников, групповой и дружной работе. Успешная организация исследовательской деятельности школьников зависит, прежде всего, от правильной организации занятия – исследования, применяемых форм и методов, умения учителя вести диалог, слышать и воспринимать точку зрения учащихся.

Использованная литература

  1. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
  2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И.Савенков - М.: Ось-89, 2006. – 480 с.