Евразийский
научный
журнал

Внедрение единой системы стратегического планирования в России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Галимуллина Эльвина Ильсуровна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 878
Показать PDF версию Внедрение единой системы стратегического планирования в России

Галимуллина Эльвина Ильсуровна
Бакалавр КФУ,
Россия, г. Казань
E-mail: elvina210795@mal.ru

11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации. Ключевой целью является создание единых требований к системе стратегического планирования социально-экономического развития на всех уровнях. Формирование и принятие стратегии государственной политики регионального развития вызвано потребностью в определении приоритетов в реализации последующих прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, поэтому внедрение единой системы стратегического планирования в России является весьма актуальным.

Новым законом создается единая система планирования в России, а также временные рамки стратегического планирования (от 6 до 12 лет). Срок полномочий правительственных деятелей ограничен 5 годами, указанные временные отрезки дают возможность обеспечения преемственности целей и задач социально-экономического развития территорий в процессе смены их руководителей. На межрегиональном уровне необходимым документом для разработки и осуществления равновесной региональной политики является Стратегия пространственного развития России. Она служит основой Схемы территориального планирования РФ и стратегий развития макрорегионов, создаваемые для обеспечения взаимного согласования реализации мероприятий.

Одним из первых событий вопроса государственного планирования на современном этапе была передача функций по стратегическому и территориальному планированию Министерству экономразвития РФ. Необходимо отметить, что до января 2015 года в Минэкономразвития России отсутствовали и департамент, и чиновник, ответственный за вопросы стратегического планирования [1, с.110]. Это подтверждают приказы о распределении обязанностей между действующими заместителями Министра экономического развития России.

Необходимо проанализировать новый Закон для исправления ошибок в предыдущем законе. Во-первых, помимо Президента и Правительства РФ определения конкретных ответственных органов нет, а санкции за ненадлежащее выполнение органами своих функций не установлены. Во-вторых, включение законодательства о стратегическом планировании в систему действующего законодательство оказалось нечётко произведенным. В-третьих, уточнение полномочий министерств должно осуществляться и на уровне их регламентов. Дублирование необходимо полностью исключить.

Таким образом, следует сделать вывод, что результативность в новом законе пока отсутствует. Органы исполнительной власти работают, в основном, над тактическим решением острых проблем. Реализация функции стратегического планирования является бессистемной, что не допускает осуществления действующих актов как реальных стратегических инструментов управления. Отсутствие долгосрочного планирования привело к нерешённым проблемам во многих сферах жизни страны[2, с.155].

В заключение, следует подчеркнуть, что для принятия новой Стратегии социально-экономического развития нужна разработка долгосрочных прогнозов социально-экономического и бюджетного планирования. Она должна стать документом, который будет определять основные направления и параметры развития нашего региона с учетом нынешней реальности.

Библиографический список:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
  3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».