Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Влияние моторного развития на общее развитие ребенка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ильина Ольга Вячеславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2018»  (март, 2018)
Количество просмотров статьи: 6594
Показать PDF версию Влияние моторного развития на общее развитие ребенка

Ильина Ольга Вячеславовна
Департамент труда
и социальной защиты населения города Москвы
государственное казенное учреждение города Москвы
центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Прежде чем приступить к описанию условий развития ручной деятельности, хотелось бы сделать небольшое отступление, поговорив о значении двигательных навыков в жизни человека. Раннее детство — время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Навык формируется путем повторения движения или серии движений в определенном порядке, с целью оттачивания их точности и силы, а также их автоматизации.

Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:

· движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;

· движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.

Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр.), а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать). Более сложные навыки являются частью профессии (многие специальности подразумевают использование специфических инструментов и особых умений).

Большинство навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное.

Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков? При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются новые связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия. Кроме того, развитие многих умений — шить, вязать, делать поделки из различных материалов — учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.

Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков — раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки. Например, попробуйте научить плавать или ездить на велосипеде взрослого. Это весьма непросто.

В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Упор делается на знания — модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что обычно в детстве они формируются легко и быстро, часто необходимо уделить особое внимание их развитию. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать и решать задачки, не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? И правомерно ли в угоду модным течениям лишать ребенка многих детских забав, которые могут показаться пустым времяпрепровождением, — бегать по улице, лазать по деревьям, играть в подвижные игры с детьми во дворе?

Мы советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев

Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек — пальчиковые игры, специальные игрушки (например, куколки, одежда которых застегивается на пуговицы, кнопки, молнии, бусы, шнуровки), пластичные материалы.

Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Еще лет 20 назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас многие операции выполняют за человека машины — кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда вытесняется готовыми полуфабрикатами, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием...

Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитие движений рук включает:

· развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

· развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

· подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

· развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:

1. Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6–8 раз, отдельно на каждой руке.

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

3. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем — топ-топ-топ»).

5. Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок — в сторону, по кругу.

6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5–6 раз.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М., 2006.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
  3. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни. — М., 2003.
  4. Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр.- СПб., 1997.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.- М., 1981
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет — М.,2007.